Ямало-Ненецкий автономный округ расположился на третьем месте среди всех субъектов Российской Федерации по запланированным на 2015 год тратам на создание позитивного имиджа властей в регионе. Согласно данным “Общероссийского народного фронта”, ямальские чиновники собираются потратить во имя собственного светлого образа 1,8 млрд рублей (на 700 млн рублей больше, чем в прошлом году).

Несмотря на объявленный президентом России курс на оптимизацию бюджетных расходов региональные чиновники продолжают вливать миллиарды рублей в создание положительного образа глав субъектов и региональных правительств в целом. По этому сомнительному показателю Ямал занимает третью позицию в стране: в 2015 году расходы на поддержание привлекательного имиджа губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина планируется повысить до 1,8 млрд рублей (1.1 млрд в 2014 году). Приведенная ниже таблица позволяет сравнить расходы на пиар правительства Ямала с другими субъектами.

1

6

И это при том, что дефицит бюджета округа на 2015 год составляет свыше 10 млрд. рублей. А, к примеру, на соцподдержку пенсионеров, инвалидов, а также на улучшение положения ямальских семей и детей и на возрождение семейных ценностей – на всё это в окружном бюджете на 2015 год запланировано 7,8 млрд рублей. То есть мы имеем с одной стороны – расходы в 7,8 млрд рублей на целые значительные группы населения, а с другой – 1,8 млрд рублей всего на одного человека и немногих его приближенных. Причем деньги эти будут преимущественно тратиться не только на объективное освещение деятельности губернатора, но и на статьи, рассказывающие ямальцам, что в округе всё замечательно и как северянам повезло с губернатором.

То, что региональные СМИ освещают доклады губернаторов о состоянии сельского хозяйства, выступления по разъяснению майских указов или годовые отчеты, — такое информирование жителей необходимо, и соответственно траты на это оправданны. Однако если начинаются имиджевые маневры, за бюджетные деньги освещаются поездки губернатора или в оппозиционных СМИ проплачивается, чтобы по нему негативно не высказывались, то встает вопрос об эффективности использования средств, – считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Как показали исследования центра “Медиалогия”, в период с 1 января 2014 года по 30 апреля 2015 года в ямальских СМИ позитивных упоминаний Дмитрия Кобылкина опубликовано в 36 раз больше, чем негативных: 473 сообщения, носящих позитивный характер, и всего 13 негативных! К примеру, аппарат губернатора Санкт-Петербурга потратил на самопиар сопоставимые с Ямалом суммы, однако положительных упоминаний Полтавченко больше негативных всего лишь в три раза. Таким образом, хотя бы на прославление себя любимых ямальские чиновники тратят деньги с умом.

2

Сложившаяся сейчас в регионах России ситуация во многом абсурдна. Растет рейтинг президента страны, а вместе с ним автоматически растет рейтинг губернаторов, ведь они воспринимаются как люди из команды Путина. Однако чиновники продолжают с упорством, достойным лучшего применения, проплачивать позитивные статьи о самих себе и деньгами же затыкать рот оппозиционным изданиям вместо того, чтобы направить больше средств на социальные нужды и тем самым заслужить народную благосклонность. В то же время, оппозиционным СМИ для поддержания собственного реноме необходимы и критические статьи – и потому больше негатива льется на самого президента РФ, что наглядно показано в таблице выше.

Возможно, ямальским чиновникам и лично Дмитрию Кобылкину приятно читать положительные статьи о себе. Но не стоит забывать, что при такой системе журналисты хвалят власть за умеренную плату, а не только за реальные достижения. И потому настоящие настроения народа могут сильно отличаться от тех, что изображаются в газетах.