В прошлом году на Ямале для коренных народов выдалась очень суровая весна. Из-за погодных условий оленям нечем было питаться, и многие гибли от голода. Так оленеводы остались практически без средств существования. Показательна история ямальца Вити Худи, у которого остался лишь один олененок, а власти округа даже не пытаются оказать поддержку.

Минувшей весной на Ямале стояла аномальная погода: после осенних заморозков пошли дожди, и на земле образовался толстый слой из снега и льда – наст. Весной же дожди и оттепели образовали второй, а местами и третий слой наста. Из-за этого олени не могли пробиться к своему основному корму – ягелю – через многослойный лед и погибали от голода. По официальным данным на восстановление поголовья оленей в округе понадобится 10-15 лет. Пострадали сотни ненецких семей.

1

Одна из таких семей – семья ямальца Вити Худи. Во время аномальной весны у него погибли почти все олени – и не осталось ни одного ездового. А без переездов ненцы не могут добыть дров или кормить семью. Чтобы хоть как-то заработать денег для покупки жизненно необходимых для родной семьи товаров, Вите приходится преодолевать пешком по тундре около шестидесяти километров до мясозаготовительного завода в Паюте.

Чтобы выжить, оленеводу необходимо хотя бы шесть-семь упряжек ездовых оленей для перемещения с нартами и и выпаса стада. А в каждой упряжке обычно – три оленя, которым после дня работы необходимо отдыхать двое или трое суток. Следовательно, оленей нужно менять каждый день. Но Витя Худи, как и многие другие ненцы, не может себе этого позволить.

Цена одного ездового оленя в ЯНАО достигает 20 тысяч рублей. Стоимость зависит от выносливости, обученности оленя и многих других факторов. Власти округа предпочитают закрывать глаза на сложности малых народов. Поэтому неравнодушные люди сами собирают деньги в поддержку. Но хватит ли этих средств и, самое главное, как долго смогут продержаться оленеводы в столь трудной ситуации?