Цена бензина и дизельного топлива в России продолжает расти. В столице нашей родины всего за неделю она подскочила почти на рубль. Остроту проблемы признали и в правительстве, где несколько дней назад объявили о том, что намерены стабилизировать ситуацию на рынке.

Одна из мер – срочное снижение акцизов на топливо. Кроме того, вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с представителями нефтяных компаний. Они обещали ему держать цены на бензин на АЗС примерно в течение месяца. Но будет ли за это время найдено решение вопроса?

Петропавловск-Камчатский: автомобилисты, недовольные повышением стоимости топлива, блокировали заправку. Цену более 40 рублей за литр они считают грабежом и решили ударить по кошельку продавцов, перекрыв проезд к АЗС.

«Больше 70% в городе работают на машинах, и платить такие деньги за топливо не по карману».

Во второй половине мая, по данным Росстата, именно в Петропавловске-Камчатском больше всего выросли цены на бензин – на 4,6%. Далее в списке идут Казань, Брянск, Орел, Тамбов, Кемерово – там стоимость литра увеличилась на 3 – 3,4%. В Москве – на 2,2%, в Санкт-Петербурге – на 1,7%. Средняя цена топлива перевалила за 41 рубль. И, судя по всему, рост уже не остановить.

По данным Росстата, литр бензина в Тюмени в среднем теперь стоит 42 рубля 19 копеек, и в Уральском федеральном округе цена выше только в Ханты-Мансийском автономном округе. Там за литр бензина придется заплатить в среднем 45,78 рубля. Что касается Тюменской области, то АИ-92 сейчас стоит 40 рублей, АИ-95 – 42,88 рубля, АИ-98 – 47,41 рубля. Дизельное топливо сейчас сравнялось по цене, за литр придется отдать 43,82 рубля. В среднем по России бензин стоит 42,83 рубля.

В последнее время заправлять автомобиль стало дорогим удовольствием. Многие даже отказываются от автомобильных поездок. Некоторые водители искренне не понимают, почему в нефтедобывающей стране – и такой дорогой бензин.

«Раньше можно было 10 литров залить за 400 рублей, сейчас – за 460 рублей».
«На кармане сказывается. Зарплата как была 25 тысяч, так она и осталась 25 тысяч, а бензин дороже и дороже становится».
«Я тоже удивляюсь: у нас нефти полно, а почему бензин дорожает, непонятно».

Жители разных регионов России вышли на акции протеста из-за недавнего резкого роста цен на бензин. Первые митинги прошли в Дагестане еще 20 мая, там стоимость топлива выросла в начале месяца. Активные протесты состоялись 26 мая в Иркутской области, где водители заблокировали въезд на автозаправки.

Пикет в Новосибирске
Пикет в Новосибирске

31 мая пикет против высоких цен на бензин был организован в Новосибирске. «Дорогое топливо сожрет Россию», «Бензин становится дороже, нефтяные шире рожи», «Автомобиль не роскошь, а средство разорения», «С такими ценами далеко не уедешь», «Не забудем, не простим эти цены на бензин», «Бензин как в Америке, жизнь как в Гондурасе» – эти и другие лозунги держали в руках протестующие новосибирцы.

1 июня протестные акции прошли в Омске, 2 июня – в Ставропольском крае. Бензин на заправках подорожал в 81 субъекте России. С начала года в среднем по стране рост составил рекордные 7,3%. Резкое подорожание топлива на прошлой неделе обсуждали в Совете Федерации. Сенаторы уверены, что самые большие расходы понесут российские аграрии. Рост цен на солярку в период посевной станет для них тяжелой ношей.

«Сельхозпроизводителям, – считает Сергей Лисовский, – придется работать либо себе в убыток, либо повышать цены на продукцию».

Бензиновый ажиотаж начался после того, как произошел скачок цены на нефть: с 60 до почти 80 долларов за баррель. Топливные компании снизили объемы производства бензина и стали наращивать выпуск других нефтепродуктов, ведь их можно подороже продать за рубежом. В итоге на внутреннем рынке – дефицит топлива и заоблачные цены, а у нефтяников, как всегда, сверхприбыль.

3

Этот скачок сейчас большей частью связан просто со спекуляцией. Потому, что сейчас топлива на рынке реально не хватает, потому что дизтопливо уходит за рубеж, оно более выгодное, а государство не ограничивает тот объем дизтоплива, который должен оставаться в России. Это оно может сделать и очень быстро. И это все поймут. (Сергей Лисовский, член Совета Федерации РФ).

Жадность нефтяников, несомненно, имеет место быть, и жадность, в принципе, всегда и ведет к обрушению цен, в основном, во всех сферах, но здесь простейшая вещь, которая связана с нашей, вот этой, как ее, интеграцией в мировой рынок. Компании стремятся подтягивать цены на бензин до среднемировых, что называется, или до американских и европейских.

Почему? Потому что этим компаниям у нас разрешено вести внешнеэкономическую деятельность, и они ее ведут. Нефтепродукты и нефть продается за границу. Ну, и, собственно, мы же сами все уши прожужжали тем, что, мол, открытый мир, глобальная экономика и тому подобное. У нас много прекраснодушных людей. Есть те, кто на этом зарабатывает, их можно понять. Есть те, кто на этом не зарабатывает, а просто повторяет эти заученные фразы, потому что им кажется, что когда ты так делаешь, ты более современен, ты смотришь в будущее, вот, мол, прозрачная экономика, открытость, транспарентность, не надо никаких барьеров, и прочее, прочее.

А если не надо никаких барьеров, то среднемировая цена на бензин выше, чем наша, в значительной степени, а поэтому нашим компаниям (мы же интегрировались в мировую экономику) выгодно продавать свои товары на внешнем рынке, в первую очередь, или подгонять внутренние цены под внешние для того, чтобы иметь здесь такую же прибыль.

Ряд комментаторов отметили, что цены на российских АЗС уже либо приблизились к европейским и американским, либо вовсе перешагнули их. В Штатах, бензин стоит от 2,30 до 2,70 долларов за галлон. Дизель 2,90 – 3,20 за галлон. Год назад было дешевле. В Штатах тоже цены растут, но не так быстро». К слову, галлон – это 4,55 литра. С учетом этого и в пересчете на российские деньги стоимость бензина в США сейчас не превышает 35 рублей за литр, дизтоплива – 42,2 рубля за литр.

В Российском топливном союзе подорожание бензина назвали беспрецедентным и обратились в правительство с просьбой защитить рынок от резких колебаний.

1

На сегодняшний день оптовые цены выше розничных. Такого не было никогда. И естественно, в таких условиях розница просто обязана повышать цены: она же не может купить дорого, а продать дешево. И если правительство не примет срочных мер по снижению оптовых цен, к сожалению, розничные цены будут расти. (Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза).

В этой ситуации вице-премьер Дмитрий Козак провел экстренное заседание с представителями крупнейших нефтяных компаний. Они пообещали не завышать цену на бензин. Именно на этой встрече было решено, что вместо запланированного повышения акцизов 1 июля, правительство, наоборот, снизит их 1 июня на 2 тысячи рублей за тонну дизельного топлива и на 3 тысячи за тонну бензина.

Однако вряд ли заправка на АЗС станет дешевле. Эта мера лишь затормозит рост цены на топливо, но не снизит ее.

1

Цена будет расти дальше. Еще в конце прошлого года аналитики говорили о 53 рублях за литр к концу этого года. И правительство, конечно, решив не повышать акцизы с 1 июля, а наоборот, снизив акцизы с 1 июня, эту ситуацию немножечко поправит, но 40 рублей за литр – всё, и будет дальше, вопрос, насколько дальше. (Михаил Делягин, экономист).

Еще одна причина подорожания – отсутствие цен на топливо. От главного регулятора рынка Федеральной антимонопольной службы долгое время не было никакой реакции. Ведомство потребовало от нефтяников повысить поставки топлива на внутренний рынок лишь на прошлой неделе. У аналитиков много претензий к ФАСу: он не кричал, он не поднимал паники. В этом его вина. Но у нас вообще разрушенная система государственного регулирования. У нас никто не наблюдает системно за ценами.

Кроме того, рост стоимости бензина происходит потому, что большая часть стоимости топлива, около 65%, по данным ФАС, это налоги: на добычу полезных ископаемых – 23%, НДС – 18%, и акциз – 21%. А еще расходы на добычу и переработку, транспортировку, здесь же – наценка продавца. Итоговая прибыль нефтяной компании колеблется, по разным оценкам, от 10 до 15%.

И хотя наша страна – один из крупнейших экспортеров нефти в мире, бензин для граждан остается все таким же дорогим. В отличие от других нефтедобывающих государств: Саудовской Аравии, Ирана или Венесуэлы, где литр бензина уже почти два десятилетия стоит меньше рубля.

Мы северная страна. Расходы на обогрев и тепло, во всем, и в бытовой сфере, и в производственной, у нас тоже несоизмеримо выше, чем у любой другой страны. Поэтому вот так вот сравнивать напрямую нельзя, наверное, но то, что мы, все-таки, упускаем государственное регулирование цен на топливо (для экономики, не только для сельского хозяйства), конечно, это большой минус. (Сергей Лисовский, член Совета Федерации РФ).

«Северная страна, расходы…». Ну да, ну да, конечно. Свежо предание…

Рост цен негативно сказывается на качестве бензина. По данным Федерации автовладельцев России (ФАР), более 30% дизельного топлива и около 15% бензина в стране – это контрафакт. Участники движения считают, что без вмешательства Путина проблему не решить, поэтому они записали видеообращение к президенту.

Вот и получается, что пока нефтяные компании гонятся за сверхприбылью, а регуляторы не обеспечивают контроль за ценами, страдают обычные граждане. Единственное, на что им остается надеяться, так это на прямую линию с президентом (по сути, на то, чтобы в очередной раз встать на колени перед добрым царем, как это недавно сделали жители Екатеринбурга).