В Тюмени в рамках проекта «КонцептХаб» состоялась лекция на тему «История медиа. От эпохи Возрождения до консервативных СМИ XXI».

Своим видением современных медиа поделился Андрей Афанасьев, журналист российского интернет-телеканала «Царьград» с 10-летним стажем, автор программы «Русский ответ», член совета общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» и руководитель молодежного отделения Всемирного Русского Народного Собора.

3

Спикер начал с того, что происходящее сегодня в мире медиа по-настоящему ужасает, и журналистика сегодня близка к абсолютному злу. В современном мире информация преподносится человеку как нечто максимально объективное и факты без навязывания мнения. Однако в действительности любая информация – это то, что формирует человека изнутри.

«По сути, журналисты разбрасывают в каждого человека с помощью медиа, даже самыми нейтральными сообщениями, нечто, что должно человека «правильно» сформировать. Когда вы смотрите телевизор, слушаете радио, читаете газеты или листаете социальные сети, помните – кто-то это опубликовал и сделал, чтобы что-то в вас сформировать. И никак иначе», — подчеркнул Андрей Афанасьев.

Эксперт отметил, что со времени появления СМИ в XIV веке и до наших дней произошло множество изменений как научно-технических, так и морально-нравственных, что сказалось и на журналистике. Существует несколько основных этапов развития человеческого мышления: премодерн, модерн и постмодерн.

Первый, премодерн (до эпохи Ренессанса), — вертикальная традиционная система взглядов, в которой идея доминирует над вещью и в центре человеческого мировоззрения доминирует религия. Второй – модерн, начавшийся с Эпохи Возрождения, при котором в центр мировоззрения встал человек, начал доминировать антропоцентризм. В это же время пошел в гору технический прогресс, с которым журналистика связана напрямую и без которого не может существовать. Отправная точка – изобретение в 1450 году печатного станка, то есть способа размножения информации, не инициированной властью.

Первыми в мире появились деловые СМИ. В северных городах Италии «журналисты» собирали информацию, на какой территории чего не хватает жителям, и продавали эти данные купцам за серебряную монету под названием «гадзетта», что и послужило прародителем названия печатных изданий. Сегодня наиболее релевантные СМИ, к примеру, РБК или Bloomberg – это издания, которые принадлежат бизнесу и действуют исключительно в его интересах. Таким образом, СМИ – оружие торговцев. Однако, даже имея колоссальные денежные ресурсы, торговцы иерархически всё еще находились ниже рыцарей и семей, знатных по рождению, и, таким образом, не имели власти. Поэтому, по сути, буржуазные революции являются процессом передела власти в пользу богатых людей.

В эпоху постмодерна технический прогресс вышел на новый уровень, и информация изменила свою направленность. Если, к примеру, в эпоху премодерна она шла сверху вниз от государя или религиозного лидера к подданным или пастве, то в эпоху постмодерна медиа поглощает всё, и информация лезет отовсюду.

«С точки зрения современного человека, если о событии не говорят – значит, оно не произошло. В прошлом году в Екатеринбурге в день 100-летия убийства царской семьи прошел 120-тысячный Крестный ход. То есть в нём приняли участие практически 10% населения всего города. Но об этом сообщил только канал «ЦарьГрад» и несколько консервативных околоцерковных изданий. С точки зрения большинства медиа этого события попросту не было. Тем же летом в Москве состоялся оппозиционный «Марш матерей» в поддержку задержанных девочек из организации «Новое величие». На марш вышло порядка 150 человек. Но об этом сообщили все. Есть люди, которые принимают решение – что является событием, а что нет. И здесь не играет роль ни количество, ни качество. Просто кому-то нужен определенный информационный повод. И это происходит постоянно», — поделился мнением Андрей Афанасьев.

Эксперт также отметил роль медиа в давлении на власть путем информирования, дезинформирования и координирования людей. По словам Андрея Афанасьева, не будь СМИ и социальных сетей – не было бы и «цветных революции». Каждое СМИ обслуживает интересы своего владельца. Самое важное при потреблении информации в соцсетях – понять, зачем человек публикует то или иное. При прочтении любого издания необходимо посмотреть, кто его владелец, и разобраться, зачем ему может быть нужна та или иная публикация. Потому что ни одна публикация не появляется в СМИ просто так – на это потрачены деньги, силы, время, а иногда и жизни.

Все огромные потоки информации стекаются в редакции изданий. Но редакция не может рассказывать обо всём, она имеет собственную повестку, исходя из которой и решается, является ли данное событие новостью и как его подать.

«К примеру, когда в 1991-93 годах в Москве на Манежной проходили многомиллионные митинги за сохранение Советского Союза, все либеральные издания вставали спиной к протестующим. И снимали в сторону Большого театра, где в это время проходило всего несколько неопрятных человек, которые пьют водку, дерутся… И это называлось митингом за сохранение СССР», — рассказал Андрей Афанасьев.

Эксперт подчеркнул, что повестка федеральных СМИ полностью диктуется властью, и собственного мнения или идеологической направленности у этих редакций нет. И такая система работает практически в любой стране мира.

«Свобода слова сегодня – это миф, в котором мы живем, а «честные журналисты» встречаются чуть реже, чем единороги», — подчеркнул спикер.

Либеральные и неолиберальные СМИ сегодня ратуют за приведение всего человечества к общему знаменателю с современной западной цивилизацией: политически, экономически, социально, культурно и религиозно. То есть за создание своеобразных «Соединенных штатов мира», которые будут контролироваться крупными финансовыми капиталами транснациональных корпораций. В повестку неолиберальных СМИ включается глобализм, универсализм, вестернизация и разрушение традиционной семьи, так как одинокий человек – лучший и выгодный потребитель и работник.

В противовес им в России выступает «ЦарьГрад» — независимое от правительства консервативное издание, стоящее на традиционных началах и взглядах. Такие издания будут появляться и в будущем, но пока количественно их меньше, нежели либеральных.

Также спикер рассказал о том, как СМИ манипулируют сознанием за счет заголовков, и отметил, что немногие читатели, к сожалению, «проваливаются» в новость дальше заголовка. Следовательно, огромное количество людей сформированы информацией, которое не имеет никакого отношения к правде и порядочности.

«Поэтому я всех призываю – смотрите, что вы читаете! Никому не доверяйте. Обязательно перепроверяйте полученную информацию. И, самое важное, смотрите, что за СМИ вы читаете, кому оно принадлежит. Самые честные СМИ сегодня – те, которые открыто заявляют о своей позиции. Как, к примеру, заявляет канал «ЦарьГрад»: «Мы телеканал русского консервативного большинства, у нас ведущий с бородой, на логотипе — крест». А есть СМИ, которые объявляют себя самыми объективными в мире. Именно таких и бойтесь больше всего. Те журналисты, которые смеют заявлять о профессиональной этике, об объективности и всестороннем освещении фактов – больше всего всегда эти факты и подтасовывают», — резюмировал Андрей Афанасьев.

В конце встречи руководитель тюменского регионального отделения общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл» Игорь Ракша попросил Андрея Афанасьева оценить эффективность освещения деятельности организации в Тюменской области. По мнению эксперта, «Двуглавый Орёл» в Тюмени – один из самых громких и находится на лидирующих позициях в России.

«Я вижу огромное количество материалов, которые выходят в Тюмени. То, что вы делаете, – это очень хорошо. В России мало внимания уделяется происходящему в регионах. Такой централизации нет более нигде. Есть такие большие города, как Тюмень, где происходит много важного, но это не попадает в федеральную повестку. Это нужно менять. У нас в стране происходит столько всего интересного, что пора смешать акценты внимания с Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. И Тюменская область, в которой огромное количество энтузиастов работает, чтобы продвигать русскую идентичность и историю, лишь подтверждает необходимость смещения фокуса», — отметил Андрей Афанасьев.

«Благодаря подобным встречам с грамотными специалистами в очередной раз убеждаешься, какую важную роль играет не просто само информирование людей о чем-либо, но и грамотная подача. Чтобы медиа использовались во благо, для донесения до людей истинных ценностей, а не мнимых идеалов и прозападной пропаганды, направленной на разрушение семей и растление подрастающего поколения», — прокомментировал итоги встречи Игорь Ракша.

По итогам встречи общество «Двуглавый Орел» наградило самых активных участников, в том числе вручили приз за лучший вопрос Андрею Афанасьеву. Также все гости мероприятия получили памятные подарки от общества «Двуглавый Орел».