Совет ветеранов, Союз журналистов Тюменской области и Ассоциация молодых журналистов региона при поддержке сообщества Афиша Тюмень реализуют проект «Мастер пера», в рамках которого ветераны тюменской журналистики посещают культурные мероприятия и делятся впечатлениями в рецензиях. Представляем вашему вниманию рецензию на спектакль “Всем кого касается” от Людмилы Трепянской.
Фото: "Ангажемент"
Фото: “Ангажемент”

Тема спектакля молодежного театра «Ангажемент» «Всем кого касается» – это вечная тема воспитания. Тема взросления и прозрения души. Нужно ли учиться понимать непохожих на тебя, принимать видящих мир иначе? Для героев спектакля «Всем кого касается» взросление началось с поиска ответов на эти вопросы.

Действие пьесы Даны Сидерос разворачивается в стенах престижной школы, куда попадают новенькие: два брата-сироты, один из которых – немой. Друг без друга они не могут, изобрели язык жестов и прикосновений – именно такой язык оказывается непонятым для одноклассников. Эта ситуация нестандартна и не совсем правдоподобна: в элитной школе – дети с ограниченными способностями. Но тем интереснее задача для режиссера Игоря Лебедева – столкнуть благополучный мир обеспеченных детей и мир сирот, выросших в интернате.

Класс представляет собой следующий набор тинэйджеров: спортивный и органично агрессивный Паша ( артист Влад Даричев), отстраненно-занудный Валентин ( актер Илья Гержина), весёлый раздолбай и кривляка Семён (актер Никита Герасимов), его младшая сестра Рита ( актриса Ирина Медведева), правильная чистюля Гузель ( актриса Наталья Караганова) и стервозная дочка богатых родителей Лиза ( актриса Ирина Ширикова). Самыми человечными в этой стае оказываются Семён и Рита, которые первыми идут на сближение с братьями Мишей и Костей.

Конфликт разворачивается с первого же появления братьев. Они попадают в неловкую ситуацию полного недопонимания на почве того, что новые одноклассники, не зная об особенности общения братьев, понимают действия Кости, который не говорит, совершенно неверно. Класс начинает издеваться над ними и даже не замечает этого. Проблема

непонимания выражена через визуальный театральный язык. Это большая находка создателей спектакля.

Первый урок начинается с задания – написать эссе «Как избежать зла», и преподаватель не только обсуждает с учениками каждую высказанную ими мысль, но и дает настоящий мастер-класс стиля. Но можно хорошо освоить стиль речи, научиться правильно излагать свои мысли, но как понять язык другого человека? Школа постоянно учит, но тому ли?

Школьный класс – модель современного общества. Многое из того, что происходит в школе – отражение мира взрослых. Только у детей пороки распознать легко – они еще не научились их маскировать.

События выстроены несколько необычно: регулярно срабатывающая пожарная сигнализация нужна автору только для сцены отказа образцового класса доверительно поговорить с директором о том, кто и зачем устраивает поджоги. По законам жанра, если ружье повешено на стену, оно должно обязательно выстрелить. Но настоящего пожара в школе так и не случилось.

Классная руководительница Софья Алексеевна (актриса Галина Понятовская) говорит: «И так понятно». Это способ отмахнуться и дальше не думать. Если не думать, то те нестыковки, которые заметны, можно и не замечать.

Молодые артисты пребывают рамках заданных характеров и чувствуют себя удивительным образом органично. Классная доска и несколько парт – вот место действия спектакля. Скупость декораций совершенно не умаляет напряженности конфликта, который разворачивается на сцене. Избыток молодых сил прорывается в пластике актеров. В этом заслуга постановщика Никиты Герасимова.

Автором точно передана речь подростков, сохранена интонация молодого цинизма, который становится то инструментом для развлечения, то маской для того, чтобы скрыть свою ранимость. Дана Сидерос точно знает, где этот мир граничит с другим, потусторонним, живущим по иным законам времени и пространства.

У названия спектакля есть уточнение «спектакль-инструкция». Инструкция по поведению, инструкция по воспитанию. Должен ли сегодня театр воспитывать зрителя? Ответом на этот вопрос является следующий: «Взялся бы «Ангажемент» за эту постановку, если бы не был в этом убежден?»

Справка.
Автор пьесы Дана Сидерос ( она же Мария Кустовская)– поэт, драматург и иллюстратор, лауреат поэтической премии пермского фестиваля SlovoNova. Автор двух поэтических сборников, либретто оперы «Оборона» (композитор Дмитрий Суворов), написанной и исполненной в рамках лаборатории “КоOPERAция”. Пьеса «Всем кого касается» – лауреат конкурса новой драматургии «Ремарка» – 2018, вошла в шорт-лист премии «Кульминация». Премьера состоялась 3 апреля 2019 года в московском театре «Сатирикон». В тюменском театре «Ангажемент» – 16 мая 2019 года.