Своими соображениями на этот счет делится заместитель председателя Общественной палаты Тюменской области, руководитель некоммерческой организации “Центр изучения гражданских инициатив”, социолог, публицист, футуролог Светлана Ярославова.
Светлана Борисовна – автор прогнозов и форсайт-проектов, основанных на базе авторского метода диалектического прогнозирования. В ее послужном списке – 30 лет работы в области прогностики и большое количество уже сбывшихся прогнозов.
В ближайшем будущем, считает эксперт, огромный толчок к развитию получит Интернет-торговля. Сегодня лишь небольшую долю интернет-магазинов составляют по-настоящему крупныеon-line компании.
Пока еще сотни, тысячи, десятки тысяч покупателей ежедневно шагают к товарам, отстаивают очереди к кассам, толкают наполненные тележки к багажникам автомобилей или таскают тяжелые пакеты из мини-маркетов шаговой доступности. “Но будущее уже наступает, решительно опираясь на нашу занятость и леность”, – считает Светлана Борисовна. И это будущее – доставка товаров на дом.
На смену огромным моллам придут курьерские доставки. Последнее обойдется дешевле, тем более, они “зашиты” в стоимости товара. Курьерские доставки позволят избежать транспортных пробок. Покупатель будет ждать свой товар, сидя на диване.
В будущем получит свое развитие еще одна прогностическая идея – это мини-логистика, считает Светлана Ярославова. Продукты не придется возить из главного склада или магазина до каждого адресата, если в каждом квартале оборудовать мини-склад, где будут храниться товары первой необходимости в соответствии с потребностями жильцов окрестных домов.
Однако в этой картине обозримого будущего есть и деликатная сторона. Кто-то будет знать о вас все: ваши вкусы и потребности. Появится контроль потребления, спровоцированный желанием человека получать как можно больше, а отдавать меньше. Все будет устроено так удобно и комфортно, что отказаться от этого маленького “рая” в угоду тайны потребления будет очень сложно. “У вас кончаются яйца, сделайте заказ!”, – такие доводы покажутся назойливо убедительными только на первых порах, потом придет привычка. Впоследствии ежедневный набор будет поставляться автоматически, а если уж захочется разнообразия, то достаточно будет нажать три кнопки – и товар быстро поступит к потребителю. Персональные контакты “покупатель- курьер” будут минимизированы.
Переизбыток товаров у населения – стимул для развития вторичного рынка сбыта вещей без посредников. Электронные средства по формату Avito и “Юлы” будут все больше пользоваться спросом. “Торгуют все без посредников!”, – таков лозунг ближайшего будущего.
Еще одна гипотетическая идея, которая уже реализуется наиболее продвинутыми предпринимателями – мобильные услуги. Например, “Мобильный парикмахер”. В силу все ускоряющегося ритма жизни многие не успевают, а порой, и не хотят выделить время для ухода за волосами. Это приводит к появлению передвижных парикмахерских. Не надо платить дорогостоящую аренду за помещение, а клиентов можно отыскать за городом, куда перебираются жить вполне состоятельные люди. Аналогичным образом будут развиваться косметические оздоровительные и другие услуги.
Итак, можно резюмировать, что клиент постепенно уходит с территорий товаров и услуг, и не только по причине снижения покупательной способности, но и в силу нехватки времени, лени, загруженности транспортных коридоров в мегаполисах. Люди устали обхаживать километры в торговых центрах, соблазняясь на лишние приманки. Гораздо удобнее отыскать нужный товар с помощью специализированных сайтов. В свою очередь, торговые центры будут стараться уйти от лишних затрат на аренду, зарплату многочисленного персонала, а также на неприятные издержки мелких краж и порчи части товара, считает эксперт.