В рамках рубрики “Музей в каждый дом” Тюменское музейно-просветительское объединение знакомит тюменцев с миниатюрной копией большого колокола.
Фото: ТМПО
Фото: ТМПО

Невозможно представить русскую тройку без поддужных колокольчиков. С конца XVIII до начала XX вв. они играли заметную роль в народном быту. Колокольчики использовались в почтовых и курьерских тройках, подвешивались под дугой коренной (центральной) лошади, отсюда и произошло название – поддужные. Их звонкий голос был слышен за много верст. Этот звон обязывал всех уступать дорогу почтовой тройке. Но на практике колокольчики применялись и частными владельцами. Одно время был даже введен строгий запрет употреблять их не на почтовых лошадях. Но мелодичный звон так полюбился, что запрет постоянно нарушался – тройки с колокольчиками были спутниками практически всех праздничных событий в крестьянской жизни.

Колокольчики украшались различными орнаментами и интересными надписями. Часто на них можно было увидеть надпись «Дар Валдая». Город Валдай Новгородской губернии является родиной колокольчиков. Впоследствии подобные изделия научились делать и в других губерниях, традиционно украшая их надписью.

Во всей Сибири этим промыслом занимались лишь в Тюмени. Историк, исследователь Сибири И. Завалишин писал в середине прошлого века: «Что Валдай для России, то Тюмень для Сибири – мать всех колокольцев. Здесь на каждую почтовую дугу привязывают по два колокольца, всегда подобранные в тон, и поют они согласно свою неумолчную песню». В Тюмени отливались так называемые сибирские парные колокольчики. Большой колокольчик пары обладал более низким звучанием и назывался «мужиком», а меньший — «бабой». Они были созвучны друг другу.