Председатель постоянной комиссии по благоустройству и городскому хозяйству Тюменской городской Думы Дмитрий Антипов рассказал о начале важнейшей работы по разделению твердых бытовых отходов и перспективах обращения с ТБО в Тюмени.
Фото: Тюменская городская Дума
Фото: Тюменская городская Дума

– Дмитрий Николаевич, обращение с твердыми бытовыми отходами – это огромный механизм. На каком из этапов в Тюмени работа налажена, а где мы пока пробуксовываем?

– Я бы сказал, мы находимся на первом этапе развития переработки твердых бытовых отходов. За три года работы мусоросортировочного завода добились 40-процентной переработки вторичного сырья из общей массы твердых бытовых отходов, свозимых со всего города. Металл, стекло, пластик и бумага – это фракции, которые отправляются на вторичную переработку в другие регионы страны. А вот вопросов с неорганикой очень много: скажем, куда девать отработанные элементы питания и как их утилизировать. Большинство горожан просто выбрасывает аккумуляторные батареи в мусорный контейнер, а поскольку региональный оператор данный класс отходов не сортирует, они попадают на полигон.

И это далеко не единственная проблема, которую предстоит решить. Взять, к примеру, дезинфекцию, ремонт и содержание контейнерных площадок. До появления регионального оператора все мусорные площадки и контейнеры находились в собственности ТСЖ либо управляющих компаний. Теперь же, уверены депутаты, весь комплекс услуг должно оказывать Тюменское экологическое объединение. Задача управляющей компании – обеспечить доступ мусоровозов к контейнерным площадкам. В Тюмени есть несколько объектов, куда спецтехника не может проехать, эта проблема легко решается переносом контейнерной площадки на другое место.

– Еще один вывод, сделанный народными избранниками по итогам обсуждений на комиссии, касается увеличения доли сырья, идущего на вторичную переработку.

– Вы правы. Считаем, необходимо стремиться к стопроцентной переработке отходов. Члены комиссии формируют перечень вопросов и предложений для специалистов департамента недропользования и экологии, который представляет интересы правительства региона в концессионном соглашении. В следующем году планируем организовать ряд встреч по данной проблематике.

– Обсуждается вопрос утилизации мусора путем его сжигания…

– При сжигании тоже образуются отходы, и важно понимать, что с ними делать. Кроме того, для предотвращения выбросов в атмосферу необходимо ставить мощные фильтры. Такие технологии тоже есть.

– Поможет ли частично решить проблему строительство мусороперерабатывающего завода, проект которого должен быть разработан к октябрю 2022 года?

– Честно говоря, я такой информацией не располагаю. Зато точно знаю, что полигон в 30 га рядом с мусоросортировочным заводом рассчитан на 5-6 лет. Поэтому если и начинать строить мусороперерабатывающий завод, то именно сейчас, заблаговременно, ведь объект непростой в плане проектирования и согласования. Главная задача – все, что мы собрали, полностью переработать, потому что складирование на полигонах – временная мера: да, мы можем, закапывать отходы пять, десять лет, но потом потребуются новые площади, и будет еще одна большая свалка.

– В Тюмени есть предприятия, принимающие вторсырье для коммерческих целей?

– Есть, но их мало. Например, из старых автомобильных шин производят сырье для травмобезопасного покрытия спортплощадок. Аккумуляторный завод организовал несколько пунктов сбора бэушных батарей, а за пределами города есть мини-завод по переработке сырья: до 30 процентов свинца после переработки повторно поступает в производство. Здесь процесс отлажен, а вот с маленькими аккумуляторными батарейками, которые горожане используют в быту, вопрос остается открытым.

– Что касается шин, может, стоит стимулировать местных предпринимателей заниматься их переработкой? Игровых и спортивных площадок в городе благоустраивают много, материалу можно найти применение.

– Отходов гораздо больше, чем способны переработать мини-предприятия. Можно, конечно, рассматривать проблему локально, но по уму надо решать вопрос на государственном уровне. Открывать завод по переработке опасных отходов для конкретного субъекта нерентабельно и неэффективно. Это должны быть крупные игроки на рынке, осуществляющие приемку сырья и организовывающие его вторичную переработку. И прежде всего сами производители должны заботиться о переработке своей продукции – это мое твердое убеждение. Тогда будет сдвиг.

– Депутаты на заседаниях комиссии неоднократно акцентировали внимание на несвоевременном вывозе мусора с контейнерных площадок. Как будет решаться эта проблема?

– Проблемы со скоплением мусора зачастую возникают в местах массового отдыха людей в период отпусков. Депутаты предложили увеличить кратность вывоза мусора. С департаментом городского хозяйства все вопросы проговорили. В следующем году будем эту работу корректировать, чтобы в пик наплыва горожан вопрос обслуживания и содержания мусоросборников решался оперативнее, мусор не накапливался, а вывозился своевременно.

– В жилом секторе таких проблем нет?

– Нет. На примере своего избирательного округа могу подтвердить, что квартальные работают исправно. В частном секторе контейнеры быстрее наполняются в сезон уборочных работ, заготовок и наведения порядка на территории домовладений. Тогда квартальные увеличивают частоту вывоза отходов.

– Все ли микроучастки Тюмени оборудованы контейнерными площадками?

– Обеспеченность мусоросборниками составляет 95 процентов. Оставшиеся 5 процентов – это вновь создаваемые контейнерные площадки в жилом секторе, а также мусоросборники садоводческих товариществах. Все площадки для сбора ТБО включены в единый реестр департамента недропользования и экологии Тюменской области. На сегодняшний день их порядка 4000 тысяч, и с каждым годом становится больше.

– Тюменцам интересно знать, какой путь проделывают твердые бытовые отходы. Куда попадает мусор после отгрузки с контейнерной площадки возле дома и что с ним происходит?

– Все довольно просто. Жильцы домов выносят мусор в полиэтиленовых пакетах и бросают отходы в контейнеры, установленные рядом с домом. По графику приезжает машина, отгружает отходы с площадок и везет на мусоросортировочный завод. Там с помощью специальных установок отходы извлекают из пакетов, и по конвейерной ленте мусор отправляют в сортировочную кабину. Сотрудники предприятия вручную отбирают некоторые виды сырья и крупные предметы, а оставшийся мусор в барабане делится по размеру. С помощью магнита из общей массы извлекают металлические предметы, а оптический сепаратор необходим для отделения пластика. Отсортированные полезные фракции – порядка 30 видов – спрессовывают и в дальнейшем продают через аукционы скупщикам вторсырья. Все остальное складируется на полигоне.

– В последние годы горожане все чаще задумываются о проблеме раздельного сбора ТБО. На карте Яндекса обозначено 16 пунктов сбора мусора. Не маловато для города с населением более 800 тысяч человек? Достаточно ли, на ваш взгляд, жители информированы о том, куда можно отнести отработанные материалы?

– Пробелы в информировании, безусловно, есть. Агитационная работа проводится, но не в тех масштабах, которые необходимы, и это еще одна глобальная задача, которую предстоит реализовать в ближайшее время. Необходимо сделать информацию о преимуществах и пользе раздельного сбора отходов максимально доступной и эффективной.

Что касается количества пунктов приемки ТБО, это локальные проекты, как правило, нацеленные на сбор отдельных видов отходов, например, пластиковых крышечек и отработанных элементов питания. Плюсы в них, конечно, есть: горожане, осведомленные о местонахождении такого пункта, могут доставить отходы туда, а не выбрасывать в общий бак. Хотя вопрос дальнейшей утилизации собранных таким образом отходов остается открытым. Думаю, когда в Тюмени определятся с критериями для раздельного сбора ТБО, необходимо будет требования к приемке отходов ужесточать.

– С декабря 2021 года в областном центре начали практиковать раздельный сбор отходов. Контейнеры установили в том числе в школах. По-вашему, насколько целесообразно было начать эксперимент с общеобразовательных учреждений?

– В школах хорошо организована хозяйственная деятельность. Конечно, потребуется время, чтобы дети привыкли, но экологическую культуру воспитывать необходимо вообще с дошкольного возраста. Думаю, стопроцентного эффекта мы не увидим даже в бюджетных организациях и торговых центрах. Мы же не понесем стеклотару в руках, правильно? Положим ее в полиэтиленовый пакет, в нем и выкинем в бак. Так что региональному оператору все равно придется досортировывать отходы, просто это займет меньше времени. Все недочеты процесса можно увидеть только опытным путем и уже тогда решать, как более грамотно организовать работу.

– Думаете, трудно будет убедить тюменцев разделять отходы?

– Однозначно нужен стимул. Очень важно помнить о вреде для экологии и судьбе наших потомков, но если человек получит что-то взамен здесь и сейчас, это будет гораздо эффективнее. В чем может заключаться выгода для жителей? В стоимости услуг. Сейчас в тариф заложена работа регионального оператора по сортировке отходов, но если горожане начнут самостоятельно заниматься раздельным сбором мусора, качество вторсырья улучшится, а значит, его можно дороже продать, то логично, что тариф должен снизиться. Нет ничего эффективнее, чем стимулирование рублем. В европейских гипермаркетах стоят специальные автоматы, куда принимают пластиковую тару, а взамен выдают чек со штрих-кодом на один евро, который можно потратить на приобретение продукции этого производителя. Конечно, в стоимости товара уже заложен этот евро, но никто не думает об этом, совершая покупки. В России система скидок тоже действует безотказно. Взять, к примеру, сотовые телефоны: можно сдать старый аппарат, доплатить какую-то сумму и приобрести новый гаджет. Работает? Безусловно. Поэтому на городской свалке редко встречаются сотовые телефоны. Так что процесс идет, хоть и мелкими шагами.

– Тюменские эко-активисты проводят новогодние конкурсы, предлагая горожанам изготовить из бытового мусора эстетичное украшение для дома. Вы поддерживаете такие инициативы?

– Всегда отношусь к такого рода инициативам очень положительно. Люди, заинтересованные в сохранении экологии, бережнее относятся к городской среде, заботятся о благоустройстве. Креативный подход к обращению с отходами очень интересен: например, сотрудники Тюменского экологического объединения соорудили на территории мусоросортировочного завода елку из зеленых пластиковых бутылок, а возле торговых центров устанавливают сетки в виде дерева для сбора крышечек. Смотрится необычно. А если это каким-то образом поощряется – просто замечательно.