Общеобразовательная российская система – одна из сильнейших педагогических школ в мире.

Почему подход к выбору развития детей начал стремительно меняться и что еще хотят получить те, кто выбирает для своих детей частный детский сад и школу, рассказала Марина Бакулина, Президент Ассоциации частных детских садов и развивающих центров Тюменской области, владелец группы компаний «Ступеньки», в которую входят такие региональные бренды частного дошкольного и школьного образования как KIDODO и «Своя Школа».

Фото: сеть частных детских садов KIDODO
Фото: сеть частных детских садов KIDODO

- Что побуждает современных родителей искать альтернативу государственной системе дошкольного и школьного образования?

– Я расскажу на простом примере, с которым большинство из нас сталкивается каждый день. Транспорт. Вы можете выбрать городской автобус, у нас в Тюмени они весьма комфортабельны, есть кондиционер, мягкие кресла, чисто. Едет по четко заданному маршруту, есть выделенная полоса, благодаря которой он в каких-то местах даже обгоняет остальной транспортный поток. Но в автобусе одномоментно может находиться более 40 сидячих и 90 стоячих пассажиров. Для сохранения порядка здесь будут действовать жесткие правила и регламенты. И чтобы вы ни делали, у автобуса есть своя конечная остановка, даже если вам надо дальше.

Несмотря на всю комфортность, есть много людей, которые предпочтут общественному транспорту собственный автомобиль – здесь максимум 4 пассажира, вы сами управляете своим маршрутом, и если ваша цель значительно дальше, чем конечная остановка автобуса, то расходы на автомобиль будут всегда оправданы.

Так и с государственной системой образования – это огромный механизм, который не только должен дать знания невероятному количеству детей, но и сохранить порядок, а значит, вынужден применять большое количество стандартизированных правил. В обычном детском саду и школе много требований и к обучающим нормам и регламентам, чтобы создать понятную оценочную систему не только для детей и их родителей, но и педагогов.

Именно это чаще всего становится базовой причиной для выбора своему ребенку другой альтернативы. Второй, более глубокой причиной я бы назвала уровень осознанности родителей, особенно тех, у кого в семье есть старший ребенок и опыт отсутствия мотивации к учебе в средней школе, когда отличник из начальной школы к 7-8 классу становится троечником, который не хочет ничего делать. Все больше родителей начинают понимать, что образование ребенка на самом старте – это важнейшая инвестиция в его будущее, а по большому счету, и в свое собственное.

- То есть сейчас появляются такие родители, которые ищут не место в детском саду, а более широкий спектр возможностей для развития ребенка?

– Да, именно так. Многие частные детские сады в Тюмени за последние 10-15 лет очень выросли в профессиональном плане и могут предложить не просто присмотр и уход, а собственные развивающие и образовательные методики. Уже сейчас частные детские сады работают по программам, обеспечивающим развитие навыков, которые нужны успешному человеку в XXI веке. Общеобразовательные детские сады и школы тоже начинают перестраиваться, но это очень долгий процесс для такой большой системы. У нас же есть преимущество в гибкости и быстроте перестройки всех процессов под потребности нового растущего поколения.

Например, в наших детских садах KIDODO мы делаем упор на развитие комплекса 4К – это креативность, коммуникация, кооперация (командная работа) и критическое мышление. Именно в этих навыках с людьми не смогут конкурировать роботы, даже когда большинство процессов в жизни будут максимально автоматизированы. Это человеческая уникальность.

Также в своих детских садах и развивающих центрах мы используем диагностику типов личности, на которых в дальнейшем строятся все поведенческие модели: человек выбирает их для себя в детстве и живет с ними всю жизнь. Именно в соответствии с этим выбором мы в будущем выстраиваем отношения с близкими, друзьями и работодателями. Зная свои сильные стороны, работая над своими зонами роста уже с детства, а не в каком-то там «сознательном» взрослом возрасте, ребенок получает опору и больше уверенности в себе. Он получает гораздо больше энергии для собственного развития и жизненного любопытства, стремления к получению новых знаний и навыков, для созидания и достижения успехов.

- Получается, что в частном детском саду к ребенку будет более персонализированный подход и меньше тех самых стандартизированных правил, без которых невозможна общеобразовательная система?

– Все верно. Я думаю, что когда частное дошкольное образование начало зарождаться как отрасль социального предпринимательства в Тюмени, именно за этим и шли родители. Детей в группах меньше, педагогов больше, есть ресурс уделить больше внимания каждому воспитаннику, увидеть его уникальные таланты, подсказать о них родителям, проявить больше чуткости в отношении ребенка. Сейчас мы уже осознанно развиваем именно сильные стороны детей. Это стало ключевой особенностью новой системы приема ребёнка в наш детский сад: еще до поступления в группу важно провести диагностики и на их базе прописать индивидуальный маршрут развития. Мы убираем жесткие запреты, но при этом учим детей определению собственных границ и границ других людей. У нас также есть и дисциплина, и обязательные задачи – есть и развивающие занятия, и образовательный процесс, здесь различия между обычным или частным садиком нет. Но при этом мы всегда выделяем время на развитие личности ребенка, полноценный отдых и восстановление, чтобы сохранить природную тягу к знаниям и к учебе, чтобы не убить ту самую мотивацию, о которой мы говорили в самом начале беседы.

- Кто чаще всего выбирает частное дошкольное образование? Какие родители становятся клиентами социальных предпринимателей?

– К нам в «Ступеньки» и KIDODO приводят детей разные родители. Среди наших клиентов есть молодые семьи, в которых первый и пока единственный ребенок. Есть семьи, где возникли проблемы в средней школе у старшего ребенка и с младшим не хочется повторения такого опыта. Есть родители, кто сразу водит двух детей к нам – и старшего, и младшего. Есть опытные семьи с тремя и более детьми. Если говорить о социальном статусе наших клиентов, то чаще всего – это люди среднего класса. Много предпринимателей, собственников и руководителей бизнеса, кто очень осознанно подходит к вложению собственных средств и стремится развить в своих детях те самые навыки, которые им особенно пригодятся в будущем для полноценной реализации. Но мы определяем свою целевую аудиторию скорее не по уровню дохода, а по уровню осознания своего родительского вклада в будущее ребенка. В нашей практике есть примеры, когда родители, имея возможность посещать государственный детский сад, осознанно выбирают частное дошкольное образование, вкладывая в него часть своего небольшого дохода.

- Что будет с детьми, которые привыкли к более интересной и свободной жизни в частном детском саду, когда они пойдут в школу? Не травмирует ли их та самая пресловутая система стандартизированных регламентов и правил?

– По опыту наших выпускников, с которыми мы всегда поддерживаем теплые отношения, хочу сказать, что то, что было заложено в каждого из них в наших детских садах, помогает им значительно легче осваивать школьную программу, находить общий язык с другими детьми. Зная свои сильные стороны, чаще всего они становятся лидерами в школьных коллективах, умеют обоснованно защитить свою точку зрения, максимально долго сохраняют мотивацию к учебе.

- Совсем недавно в СМИ выходила новость о создании нового проекта в вашем семейном бизнесе – это «Своя школа». Давайте в завершении беседы скажем несколько слов о ней.

– Мы долгое время шли к реализации этого проекта. Были и многочисленные просьбы родителей воспитанников «Ступенек» и KIDODO, случился и опыт с нашими собственными детьми, когда пришло время старшей дочери пойти в школу, а в прошлом году пошел в школу и младший сын. И для себя мы также выбрали формат частного школьного образования, потому что мы понимаем, что хотим, чтобы наши дети стремились намного дальше, чем конечная остановка автобуса.

В этом году мы набираем в «Свою школу» начальные классы – с 1 по 5 включительно, а со следующего будем готовы принимать уже и старшеклассников с 6 по 11 класс. Самое главное, о чем мы сейчас говорим при встрече с родителями будущих школьников «Своей Школы» – мы создадим такое пространство и атмосферу, чтобы ребенок с удовольствием говорил вам: «Мама, я хочу идти в школу».