Тема объединения школ в Тюмени стала «всплывать» на разных интернет-площадках и форумах, вопросы родителей оставались без ответов и обрастали догадками и слухами. Разобраться в ситуации попробовали ведущие программы #Хэштег Денис Ахмадиев и Данила Фатин, пригласив к дискуссии председателя комитета дошкольного и общего образования департамента образования администрации Тюмени Ольгу Тренину и директора интернет-портала «Детки» Елену Кашкарову.

хэштег

Данила Фатин: Говорить мы сегодня будем об объединении школ. История началась 15 сентября – на портале «Детки» появилась тема «Школы в Тюмени начали соединять между собой». Сейчас там 18 страниц слухов, панических предположений и призывов действовать. Все потому что родители не знают, что под словами «объединение» и «оптимизация» понимать.

Денис Ахмадиев:
мы встретились с родителями учеников возле школ и узнали, как они к этому относятся.

«Мне хотелось бы, чтобы ребенок остался в 20 школе, при этом директоре и составе учителей, чтобы не вводили новых правил. В принципе, нас все устраивает»

«Я не знаю, как это скажется на детях, но в целом мне все равно, пусть будет так. Особых опасений нет»

«Наверно, предполагается какая-то оптимизация. Но когда я об этом услышал, то подумал, может, оптимизацию провести на уровне департамента надо?»

«У нас объединили уже детский сад, нам нравится. Я не против, почему бы и нет? Один директор, одна бухгалтерия. Правда, директору будет головная боль».

Денис Ахмадиев: Объясните, зачем это все придумано, кому это нужно, каковы причины?

Ольга Тренина: Процесс называется реорганизацией одного образовательного учреждения путем присоединения к нему другого. Причина одна – это доступное качественное образование. Доступность и качество – эти два слова всегда стоят вместе. Что в данном случае подразумевается под доступностью: это доступ ребенка к образовательным ресурсам как одного, так и другого образовательного учреждения. Это материальная база, педагогические кадры и широкий спектр дополнительного образования. В связи с системой ЕГЭ остро стоит вопрос многопрофильности образовательных учреждений. В результате реорганизации дети получат доступ к большему количеству профилей. Качество тоже не рождается из ничего, оно в первую очередь зиждется на квалифицированных кадрах.

Данила Фатин: Елена, чего боятся родители?

Елена Кашкарова: Родители боятся, что у двух школ будет один директор.

Ольга Тренина: Я могу привести пример. В Тюмени есть школа №92, она не реорганизуется, она изначально состоит из двух корпусов, один из которых находится на улице Николая Гондатти, другой на улице Николая Зелинского. У них один директор. Если правильно организован учебно-воспитательный процесс, вопросы сохранности здоровья учеников, роль директора – обеспечивать работу структуры, чтобы каждое звено функционировало, каждый ответственный отвечал за свое направление. Главное – грамотно организовать процесс.

Елена Кашкарова: Второе опасение – в каждой школе своя история, при появлении нового директора появятся новые порядки, теряется микроклимат школы.

Данила Фатин: Правда, в каждой школе свои традиции, форма, например. Что будут делать при объединении, придется ли одной школе шить такую же форму, как в другой?

Ольга Тренина: Что касается формы, есть просто требования к одежде в общеобразовательных учреждениях. То, что родители решают выбрать какую-то особую форму, – это их коллегиальное решение. Немыслимо говорить, что придет новый директор, махнет шашкой и будет требовать от всех какую-то форму. По этому поводу совершенно не стоит волноваться.

Что касается традиций. Конечно, в любом положительном процессе могут быть и отрицательные моменты. Эти риски мы просматриваем, обсуждаем и с педагогическим коллективом, и с управленцами. И, конечно, грамотный директор, который встанет во главе объединенного учреждения, должен с умом подойти к этому вопросу. В какой-то школе хорошо развито художественно-эстетическое направление, в другой – патриотическое. Я думаю, что это наоборот позволит объединить только самое лучшее.

Елена Кашкарова: Третья проблема, которая беспокоит родителей, – это объединение школ разного уровня. Например, гимназия и обычная школа.

Денис Ахмадиев: этот вопрос часто задавался и в паблике «Хэштег», и в «Клубе экспертов Тюменской области» в Фэйсбуке.

Ольга Тренина: Это тоже риск. Два образовательных учреждения в любом случае разного уровня, как бы мы на них не смотрели. Ни в коем случае нельзя бросить детей, занимающихся углубленным изучением профильных предметов. Опять же, это задача директора.

Данила Фатин: Уже в который раз мы приходим к тому, что все будет зависеть от личности директора.

Елена Кашкарова: Следующий вопрос как раз был о том, как будут выбирать директора. Большинство родителей не хотят, чтобы в их школе сменился директор.

Ольга Тренина: Принцип один – распоряжение главы администрации Тюмени. Кого он назначит, тот и возглавит реорганизованное образовательное учреждение. Конечно, он будет обращать внимание на характеристику директора, и, в первую очередь, на результативность школы – ведь это и есть самый главный показатель работы директора.

Денис Ахмадиев: Много упреков в паблике «Хэштег» и на «Детках» о том, что совершенно нет никакой информации. Почему так произошло? Люди пытались найти информацию на сайте департамента, начали звонить, искали в новостях.

Ольга Тренина: Учредителем школ является департамент образования, он делает предложение наблюдательным советам школ и руководителям образовательных учреждений о реорганизации. Далее это предложение рассматривается наблюдательным советом, затем комиссией по оценке последствий реорганизации. Может быть, такое решение и не примут, тогда и информировать не о чем. Наблюдательный совет школы может рекомендовать не проводить реорганизацию. Он обладает только рекомендационными полномочиями. Окончательное решение принимается на комиссии.

Сегодня в Тюмени 81 муниципальное образовательное учреждение. 25 школ присоединят к другим школам.

Данила Фатин: Может получиться так, что при объединении двух далеко стоящих друг от друга школ ученикам на разные предметы придется ездить в разные корпуса?

Ольга Тренина: Территориальный принцип набора учеников сохранится. Никто не примет такого решения, чтобы ученикам одной школы приходилось ездить на занятия в другой район. Даже при объединении, за каждым из корпусов будет закреплена та же территория, какая была раньше. Все эти вопросы учтены. Хотя, если говорить об опыте московских школ, то там другой менталитет и расстояние для них не проблема.

Елена Кашкарова: Еще одно опасение, что школы переформируют – в одной будет начальная, в другой – среднее звено. Вплоть до того, что будут переформировывать даже классы.

Ольга Тренина: Нет, этого не произойдет. Дети продолжат обучаться в своих зданиях, в своих классах. Никаких изменений в учебных программах не будет.
Конкретные сроки реорганизации не называют.

Елена Кашкарова: Есть еще понятие «единый кабинет» – моя дочь в 6-ом классе так учится. Они сидят в одном классе, к ним приходят учителя по разным предметам. Я против этого. Кабинет литературы оформлен соответственно – портреты, цитаты, кабинет физики – формулы и так далее. Детям не нравится сидеть в одном кабинете. Учителям приходится носить с собой все необходимое для урока.

Ольга Тренина: Мы немного отошли от темы, но я все-таки прокомментирую. Я не считаю, что это плохо. Если кабинет оборудован как следует, то учителю не нужно все носить с собой. У него должен быть шкаф для всех принадлежностей. Для чего так сделано. Понимаете, у ребенка есть свое личное место, парта, стул, который отрегулирован именно так, как нужно ему, чтобы избежать проблем с опорно-двигательным аппаратом. Кроме того, классное пространство можно по-разному организовать. Это свой мир, свой уголок этого класса, где ученикам удобно.

Денис Ахмадиев: Вот некоторые на «Детках» писали про реорганизацию, мол, ничего не бойтесь, вы даже ничего не заметите. Они ссылаются на опыт других городов, прежде всего, Москвы. Мы решили найти человека, который уже столкнулся с этим в другом городе. Бывший тюменец Дмитрий Поляков в Москве, послушаем, что он думает по этому поводу.

Дмитрий Поляков: Так получилось, что мой сын при переезде в Москву попал под укрупнение школ. В результате пошел в укрупненную гимназию 1576. Первый этап укрупнения я не застал, а на втором этапе были унифицированы учебные планы, то есть приведены к учебным планам головной гимназии. В этом году уже произошло разделение специализаций. В нашу укрупненную гимназию входит 7 школ. Специализации разделили следующим образом: в каждой школе формировалось свое отделение. Например, у нас лингвистическое отделение, рядом – физико-математическое отделение и так далее, это удобно. У нас достаточно часто проводили собрания по этому поводу. Помимо унификации учебных планов, естественно, все будут говорить, что это большая экономия за счет того, что сократили всех, одного бухгалтера на 10 школ оставили. Но, на мой взгляд, помимо этого есть еще плюсы – это уход от некой элитарности, когда в одной школе было 200 человек на место, а в другую никто не хочет идти. Второй момент – широкие возможности для ротации. То есть в результате семестрового тестирования, которое позволяет выявить наклонности и способности ребенка, возможен его перевод в класс другого профиля. Чтобы оценить, как повлияло укрупнение на результаты, надо пятилетний цикл выждать.

Данила Фатин: Кстати, мы просили Дмитрия найти человека, который недоволен укрупнением. На что он сказал, что сейчас уже найти такого человека не сможет, потому что те, кто был недоволен, но увидел результат – им уже нечего сказать, а те, кто продолжают сомневаться – они поняли, что сопротивляться бессмысленно. Хотя до реорганизации у них по этому поводу даже пикеты проходили.