Всё чаще СМИ стали уделять внимание вопросам и проблемам предоставления образования «особым» детям. Вероятнее всего, это вызвано определенным движением в этом направлении со стороны правительства Тюменской области. Речь, в частности, идет о внедрении инклюзивного образования, о котором я бы и хотел сегодня с вами поговорить.
Фото: school15.viselki.ru
Фото: school15.viselki.ru

Инклюзивное образование, если коротко, предполагает обучение «особых» детей наравне с остальными сверстниками. Решение о возможно или невозможности такого обучения конкретным ребенком принимает психолого-медико-педагогическая комиссия департамента образования. Но даже в случае положительного ответа возможен ряд проблем.

1. Родители детей с ограниченными возможностями опасаются (и не всегда беспочвенно), что их дети станут объектом насмешек и агрессии со стороны сверстников.
2. Родители здоровых детей опасаются, что преподаватели будут больше внимания уделять «особым» детям и меньше – их любимому чаду.
3. Не везде присутствует должная для обучения «особых» детей материальная база и действительно квалифицированный персонал, в том числе – психотерапевты.

Однако инклюзивное образование в целом зарекомендовало себя весьма хорошо. Совместно обучение со сверстниками помогает развивать потенциал ребенка с особенностями психофизического развития, а также позитивно влияет на его психическое состояние, так как он не чувствует себя одиноким, изолированным, ненужным миру.

На ваш взгляд, достойны ли эти вопросы обсуждения? Какие конкретно виды работ вы бы предложили, чтобы минимизировать описанные выше проблемы? К примеру, специалисты предлагают организовывать с детьми, педагогами и родителями тематические мастер-классы для профилактики агрессивного поведения сверстников по отношению к детям с ограниченными возможностями. Однако поможет ли это? И как вы представляете себе подобные занятия?