Интервью с ректором Тюменского государственного университета Иваном Романчуком по вопросам развития предпринимательства в Тюмени.
Фото: страница Ивана Романчука в Instagram
Фото: страница Ивана Романчука в Instagram

– Иван Сергеевич, вопрос о развитии предпринимательства в Тюмени – один из ключевых в комиссионной повестке. С началом пандемии в городе были приняты беспрецедентные меры по поддержке бизнес-сообщества. Можно ли говорить о том, что предпринимательская активность постепенно возвращается в прежнее русло?

– Пандемия, безусловно, повлияла на предпринимательскую активность, однако тюменские бизнесмены сумели подстроиться под новые условия работы. К примеру, сфера общественного питания хотя и была отнесена к пострадавшей отрасли, однако в масштабах города спада в динамике работы предприятий общепита не наблюдается, поскольку многие стали работать на вынос и организовали доставку заказов на дом. В теплое время года работали уличные кафе, причем их стало больше по сравнению доковидным периодом. Чтобы остаться на плаву, предприятиям общественного питания приходится постоянно искать новые управленческие решения. К примеру, реклама местных товаров и услуг стала чаще появляться в социальных сетях, потому что на самоизоляции люди больше времени проводили в интернете. Мобильные приложения стали использоваться для получения обратной связи с клиентом для повышения лояльности.

На 45 единиц увеличилось количество объектов бытового обслуживания, а вот предпринимателей, оказывающих услуги красоты, и мастерских по ремонту бытовой техники сталь меньше.

– Повлияет ли опыт работы в условиях ограничительных мер на размещение объектов сферы услуг?

– Думаю, да. Если раньше предприниматели стремились арендовать помещения в крупных торговых центрах, то 2020 год вернул тренд на отдельно расположенные парикмахерские, ателье, мастерские по ремонту обуви и т.д. Этому способствует и строительство новых многоквартирных домов с нежилыми помещениями на первых этажах. К слову, мониторинг шести новых жилых комплексов показал, в каждом из них есть парикмахерские и салоны красоты, чуть меньше ателье и мастерских по ремонту обуви. Ремонт техники, столы заказов мебели, фотоателье – все это можно найти в микрорайонах в шаговой доступности до дома.

Сохраняется стабильная ситуация в сегменте автосервиса. Организации, обслуживающие служебный транспорт, не прекращали работать и сохранили бизнес. Более того, открылось 27 новых станций технического обслуживания.

– Какими мерами муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса можно воспользоваться в Тюмени?

– В областном центре реализуется муниципальная программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, рассчитанная до 2026 года. Она предполагает в том числе проведение семинаров для предпринимателей, где участники получают практические навыки по финансовому планированию и разработке маркетинговых стратегий, делятся опытом ведения бизнеса.

Кроме того, местные предприниматели могут воспользоваться субсидией из бюджета на возмещение половины затрат при покупке нового оборудования, необходимого для работы. У субсидии есть лимит – не более 500 тысяч рублей.

С арендой помещений городские власти тоже помогут: можно выбрать понравившееся помещение из перечня на сайте администрации Тюмени. Арендовать можно в том числе земельные участки и объекты движимого имущества.

Кроме того, депутатами городской Думы ежегодно принимается решение об установлении дополнительных категорий налогоплательщиков, подлежащих льготному налогообложению.

– По закону о поддержке малого и среднего предпринимательства бизнесмены могут приобрести в собственность арендуемое ими муниципальное имущество. Тюменские бизнесмены пользуются этим правом?

– Конечно. В 2020 году из 50 арендуемых объектов муниципального имущества 13 выкуплены предпринимателями, а городская казна пополнилась 66 760 тыс. рублями. Кстати, имущество можно приобретать в рассрочку на срок от пяти до восьми лет.

– Одной из мер поддержки представителей бизнес-сообщества является конкурс «Тюменская марка». В 2020 году в нем участвовали 80 субъектов, в 2021-м – 100, и всего пять компаний получили субсидии на развитие бизнеса. Как считаете, денежное вознаграждение – единственный стимул для предпринимателей или есть другие плюсы, ради которых они стремятся участвовать в конкурсе?

– Действительно, победителям конкурса предоставляют субсидию для реализации проекта по развитию бизнеса, и возмещают затраты, связанных с реализацией их деятельности. Но я уверен, что многие молодые предприниматели участие в «Тюменской марке» не только ради денег. У них есть уникальная возможность не только представить свой проект широкой публике, но и оценить достижения других участников, пообщаться с акулами бизнеса. Это особая среда, попадая в которую, начинающие предприниматели приобретают бесценный опыт.

– Поддерживая местных товаропроизводителей, мы параллельно стремимся привлечь в наш город дополнительные ассигнования. Тюмень привлекательна для инвесторов?

– Очень привлекательна, и об этом свидетельствует третье место нашего региона в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Есть несколько факторов, на которые инвесторы обращают внимание в первую очередь: наличие рынка сбыта, квалифицированные кадры, ресурсы и развитая инфраструктура, гарантия безопасности инвестиций и меры поддержки, предлагаемые местными властями. В Тюмени присутствуют все важнейшие составляющие, и крупные бизнес-игроки, видя хорошие перспективы, готовы вкладываться и открывать новые предприятия, создавать дополнительные рабочие места.