Однако среди этого изобилия подчас встречаются игрушки, которые вызывают восторг у детей, но совсем не радуют родителей и педагогов, испытывающих тревогу из-за негативного влияния, которое они могут оказать на формирующуюся личность.

Как оградить российских детей от сомнительных игрушек? Способны ли отечественные производители противопоставить иностранной продукции игрушки, которые были бы востребованы детьми и при этом соответствовали традиционным российским духовно-нравственным ценностям? Ответы на эти вопросы пытались найти участники круглого стола «Современная игрушка и традиционные ценности: развитие и проблемы», который прошел в Общественной палате РФ.
В роли модератора выступил член Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Шувалов. Открывая заседание, он констатировал, что за последнее время игрушки сильно изменились. Они разительно отличаются от тех, в которые играли представители старшего поколения, когда были детьми.
«Современные игрушки очень яркие, красочные, но при этом многие из них вызывают отторжение из-за тех сомнительных установок, которые они несут. И это серьезная проблема, которая на сегодняшний день стоит перед родителями и педагогическим сообществом», — сказал Сергей Шувалов.
Сверхактуальной назвал обсуждаемую проблему председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко. Он призвал со всей серьезностью относиться к формированию детской игровой среды, поскольку она имеет прямое отношение к вопросам безопасности.
«Через монстров и тому подобные игрушки наших детей приучают к иным моральным нормам, к тому, что может быть и на стороне света, и на стороне тьмы. В этой связи мы должны оценивать игровую среду с точки зрения не только физической или психологической, но и нравственной безопасности. Основой для формирования игровой среды ребенка должна быть опора на наши ценности, на те традиции, которые на протяжении веков вырабатывались в российской культуре», — заявил Сергей Рыбальченко.
Президент АНО «Общий интерес» Анастасия Моисеева, которая также выступила в качестве модератора, определила круг вопросов, которые планируется обсудить на круглом столе. Это стандартизация — спикер напомнила, что в текущем году в России разработаны стандарты качества игровых и медиапродуктов для детей. Это конкурсные творческие инициативы, такие как Всероссийский конкурс «Родная игрушка». Это создание новых экспертных институтов и платформ — Анастасия Моисеева сообщила, что в стране уже создан Центр разработки детских игрушек. Это организация более эффективного государственного контроля, для реализации которого с 1 сентября текущего года действует правило обязательной маркировки детских товаров «Честный знак».
«Цель нашего круглого стола — во-первых, выработать системный подход к созданию конкурентоспособных отечественных игрушек в соответствии с вызовами времени на основе как традиционных ценностей, так и инноваций, чтобы они были интересны современным детям. Во-вторых, проанализировать имеющиеся практики контроля и психолого-педагогического сопровождения производимой игровой продукции, а также обсудить практические механизмы для импортозамещения игрушек», — задала Анастасия Моисеева направление дискуссии.
Игра — это очень серьезное дело для формирования личности ребенка, убеждена член Комитета Государственной думы РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Ольга Коробова.
«Формирование личности ребенка через игру — это следующий этап нашей большой совместной работы. В первую очередь нам предстоит работа с родителями, с детьми. И в этом большая роль, безусловно, принадлежит дошкольным детским образовательным организациям, как государственным, так и негосударственным, образовательным программам. Только так, поэтапно, все вместе, мы сможем вернуть игрушке действительно очень важную роль в формировании наших детей», — подчеркнула она и заверила собравшихся, что подготовленные ими предложения будут рассмотрены депутатами.
Внедрить на законодательном уровне возрастную маркировку для игрушек по аналогии с законом о маркировке фильмов и книг предложила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. При этом, по ее мнению, игрушка, воспроизводящая персонажа фильма, не может иметь возрастной рейтинг ниже, чем сам фильм. Она также считает нужным обязать маркетплейсы указывать возрастную маркировку игрушек.
«Рассчитываем, что до завершения программы “Десятилетие детства” внедрение этих инструментов позволит оптимизировать наш рынок игрушек», — выразила уверенность Елена Саратцева.
Подводя итоги заседания, Сергей Шувалов особо отметил важность семейно ориентированного подхода к формированию детской игровой среды.
«Представители молодого поколения сами не придут к многодетности, не повысят рождаемость, если соответствующие установки не будут пронизывать всю их жизнь с детства. Разработку рекомендаций, касающихся игр и игрушек, и методических пособий для дошкольного образования необходимо вести с позиций семейных ценностей», — подчеркнул Сергей Шувалов и сообщил, что рекомендации, подготовленные по итогам круглого стола, будут направлены на рассмотрение в профильные органы власти.














































