В рамках проекта «ГРАЖДАНСКАЯ АКАДЕМИЯ – патриотическое воспитание граждан Тюменской области силами институтов гражданского общества в Год защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне», реализуемого при поддержке гранта Губернатора Тюменской области руководитель АНО «Вдохновение» Нигматуллин Тимур Юлдусович провел Уроки инклюзивного общения по направлению «Поддержка мероприятий некоммерческих организаций и общественных объединений по инклюзивной культуре – уроков для подрастающего поколения и граждан в целях формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью, в том числе к участникам СВО, получивших инвалидность в ходе специальной военной операции».
Фото: пресс-служба Общественной палаты Тюменской области
Фото: пресс-служба Общественной палаты Тюменской области

Уроки инклюзивного общения с большим успехом прошли на базе школы № 45 города Тюмени для учащихся 5-х и 8-х классов 10 сентября 2025 года. В этой школе было проведено два урока: 5 «Г» класс – 34 ученика, и 8 «К» класс – 33 человека. Курирующий педагог – Афанасьева Екатерина Александровна. В школе № 68 урок был проведен для учащихся 8-х и 9-х классов (8 «Ж» и 9 «Ж» классы) 11 сентября 2025 г. с участием в общем 54-х учащихся. На уроках присутствовали педагог и Советник по воспитательной работе Кузьмина Елизавета Дмитриевна.

Занятия начались с беседы, в ходе которой ученикам рассказали о коммуникации с людьми с инвалидностью, что у каждого своя коммуникация, одни оказывают поддержку, другие имеют друзей с особенностями, третьи обучаются в инклюзивном классе.
В конце беседы был сделан вывод, что данная сфера касается каждого. Во второй части занятий в ходе предметно ориентированного тренинга с элементами деловой игры ребята попробовали себя в роли незрячего человека, ходили по классу и адаптировались в пространстве, другие в роли тьютера оказывали поддержку. Также познакомились с Шрифтом Брайля, многие пробовали написать свое имя по данной системе, и у ребят это прекрасно получалось. Одним из интересных заданий стало коммуникация со слепоглухим человека, ученик сразу догадались о необходимости использования тактильной связи и писали на ладони информацию. Также очень важна коммуникация педагога с данной категорией, и у ребят была возможность стать преподавателем такого класса на некоторое время. У ребят все получилось, и каждый был вовлечен в процесс.