Первых юных тюменцев приняли в новую детскую общественную организацию «Орлята».

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий благословил «орлят», повязал на шею золотисто-желтые галстуки с символикой двуглавого орла. А затем ребята прошли Крестным ходом в честь праздника святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла и Дня славянской письменности и культуры, который отмечается в России 24 мая.

Фото: Двуглавый орёл
Фото: Двуглавый орёл

Празднование памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия началось с утреннего архиерейского богослужения митрополита Димитрия в Знаменском кафедральном соборе Тюмени. Затем состоялся Крестный ход, который проходил на площади 400-летия Тюмени от перекрестка М.Горького-Республики до здания Драмтеатра. Его возглавил Владыка Димитрий, также в шествии принял участие известный историк, доктор исторических наук, академик РАЕН Владимир Лавров, который является автором трудов по истории православной церкви в России и истории революции 1917 года.

Крестным ходом шли ребята, которые захотели присоединиться к детской общественной организации «Орлята». Они повязали на шею желтые галстуки, на которых изображен двуглавый орел – символ Российской Империи, а также написано название организации – «Орлята». А затем прошли по площади, неся флаги Общества «Двуглавый Орел».

Двуглавый Орел – это символ, который неразрывно связан с многовековой историей России. Он особенно почитался в Российской Империи, затем был дискредитировал большевиками, но сейчас проживает возрождение. И появление детской общественной организации «Орлята» – это не нововведение и не открытие, а возвращение к истокам. Тем самым мы вспоминаем то, что было придумано и продумано, но низвергнуто или переиначено, и делимся этими знаниями, традициями, устоями с нашими детьми, – считает историк Владимир Лавров.

Отметим, именно именитый академик стал одним из учредителей фонда «Возвращение», занимающегося вопросами возврата к историческим традициям, нравственным ценностям и названиям, существовавшим до 1917 года.

Напомним, решение о создании движения приняли в Тобольске 19 мая, в день рождения Императора Николая II. Именно он в начале 20 века поддержал создание и развитие в Российской Империи «Сокольского движения». Лишь затем большевики, по сути, украли идею, переделали под свою идеологию и основали пионерскую организацию. В современной России создавались различные детские и молодежные движения, но с оглядкой на запад. О том, чтобы возродить исконно русскую детскую организацию, говорили родители вместе с детьми на встрече с митрополитом Димитрием.

Участники паломнической поездки (победители конкурса детского рисунка «Благовещение и Пасха глазами детей») выступили с такой инициативой, их поддержал руководитель тюменского регионального отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел» Игорь Ракша, а Владыка Димитрий благословил на благое дело. Тут же родилось название – «Орлята». И лишь потом пришла ассоциация с николаевскими «соколами», с двуглавым орлом как символом возрождения, и стало понятно, что это не случайное совпадение, а прямая дорога к историческим истокам.

Фото: Двуглавый орёл
Фото: Двуглавый орёл

В 9 веке Кирилл и Мефодий принесли славянскую письменность в Русь из Византии. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. А через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи – двуглавого орла. Именно он стал символом великой Российской Империи, а сейчас восстановлен на гербе России. И лишь советская власть отказалась перенять его и не использовала в коммунистической атрибутике. Более того, они пытались переиначить значение этого символа в советских песнях, – рассказывает руководитель тюменского отделения Общества «Двуглавый Орел» Игорь Ракша.

Он привел в пример известную песню «Орлёнок», которую исполняли советские дети, но которая по версии некоторых исследователей основана на русском Белогвардейском варианте. Приводим оба варианта текста, чтобы понять, какая существенная между ними разница – в словах, смыслах, идеологии и посыле:

Вариант советский

Орленок, орленок, взлети выше солнца
И степи с высот огляди!
Навеки умолкли веселые хлопцы,
В живых я остался один.

Орленок, орленок, блесни опереньем,
Собою затми белый свет.
Не хочется думать о смерти, поверь мне,
В семнадцать мальчишечьих лет.

Орленок, орленок, гремучей гранатой
От сопки солдат отмело.
Меня называли орленком в отряде,
Враги называли орлом.

Орленок, орленок, мой верный товарищ,
Ты видишь, что я уцелел.
Лети на границу, родимой расскажешь,
Как сына вели на расстрел.

Орленок, орленок, товарищ крылатый,
Ковыльные степи в огне.
На помощь спешат комсомольцы – орлята
И жизнь возвратится ко мне.

Орленок, орленок, идут эшелоны,
Победа борьбой решена.
У власти орлиной орлят миллионы,
И нами гордится страна.

Первоначальный вариант

Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца
И в степи с высот погляди.
Наверно, навеки покинул я дом свой,
В казачьи вступая ряды.

Ты помнишь, орлёнок, как вместе летали
Над степью в пыли боевой,
Как лошади ржали, как шашки сверкали
В полях под Челябой родной.

Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,
Ты видел, как в грозном бою
И справа, и слева снаряды взрывались,
Срывая папаху мою.

В разведку я послан своим атаманом,
Ты помнишь, мой друг боевой,
Как темною ночью в сраженьи неравном
Убит был мой преданный конь.

Орлёнок, орлёнок, мой верный товарищ,
Ты видел, что я уцелел.
Лети на родную станицу, расскажешь,
Как сына вели на расстрел!

Ты видел, орлёнок, как долго терзали
Меня большевицким штыком,
Как били прикладом и много пытали
В чекистских застенках потом.

Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца,
Где вражеской подлости нет.
Не хочется думать о смерти, поверь мне,
В шестнадцать мальчишеских лет.

Увидишь, орлёнок, кружась над степями,
Кровавое тело моё.
Казаки умолкнут, опустят здесь знамя
И скажут: Господь, упокой!

Известно, что большевики переделывали под себя многие белогвардейские песни. Например, романс «Белая акация» в самом начале 20 века разошелся по стране, имел казацкий вариант, затем его дополнили припевом на мотив гусарской мазурки. Песню подхватили белогвардейцы, переделав под реалии Гражданской войны, а красные уже переделали под себя, изменив и ритм на революционный марш.

Фото: Двуглавый орёл
Фото: Двуглавый орёл

Известная советская песня «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед» тоже имеет более далекие корни. Это переделка «Песни сибирского охотника», которая была написана в 1914 году сельским учителем. Чуть позже она стала «Песней сибирских стрелков», а в начале Гражданской войны на этот же мотив написал свой текст белый офицер: «Из Румынии походом шел дроздовский славный полк».

Еще одна песня из пионерского детства — «Смерть комсомольца». Мотив ее взят из казачьей песни времен Русско-японской войны — «За рекой Ляохэ» (источник – сайт «Вокруг света»).

Примеров можно найти много, и это не только песни. Традиционные символы и ценности переворачивались с ног на голову в угоду большевистской идеологии, многие вековые знаки в одно мгновение стали ненужными и забытыми. Наша задача сейчас – вернуть забытое, вернуться в Россию могущественную, великую, с многовековой историей. Символ Российской Империи – орел – уже вернулся на российский герб. А возрождение детской организации под названием «Орлята» позволит вновь воспитывать подрастающее поколение на правильных традиционных ценностях и нравственных идеалах, – добавил Игорь Ракша.