Международный день инвалидов отмечается ежегодно 3 декабря. Цель этого дня – вовлечение инвалидов в жизнь общества, помощь в адаптации и социализации.
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Сегодня мы поговорим об одном из видов инвалидности, которая вызвана нарушением развития нервной системы – аутизме. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

Наш гость – поведенческий аналитик, специализирующийся на коррекции детей с аутизмом, Людмила Гринина – рассказала об особенности таких деток, программах обучения и бытовых трудностях.

– Что отличает детей с аутизмом от здоровых детей или ребят с другими заболеваниями?

– Детки с аутизмом закрыты от мира, выполняют стереотипные движения, у них много страхов, проблемы с социализацией. Ребенок находится в коконе, закрытом от мира и людей.

Дети бывают с разной степенью тяжести диагноза. Ребенок с тяжелой формой аутизма может не разговаривать, не понимать речь, не уметь выражать свои желания. У таких детей порой начинаются поведенческие проблемы: они могут выражать агрессию из-за страхов, неумения говорить, дефицита социальных и других навыков.

– С какими трудностями чаще всего сталкиваются родители детей с аутизмом?

– Родителям детей с тяжёлой формой аутизма бывает сложно найти даже логопеда, им часто отказывают в реабилитации. Также родители могут сталкиваться с повседневными трудностями.

– Какую помощь ребёнок получает от Вас?

– Моя главная задача – скорректировать поведение и начать обучать детей. Одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA.

АВА‑терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.

Я устанавливаю руководящий контроль, пишу программу обучения и развития навыков. Обучаю и ребенка, и родителей. Объясняю, как общаться и учить ребенка в домашних условиях.

– Расскажите о показательном случае из вашей практики.

– Я занималась с 13-летним мальчиком, который даже не разговаривал. Мальчик заполнял свое время, раскачиваясь из стороны в сторону. Он не жевал пищу, не пользовался столовыми приборами. У него было агрессивное поведение, потому что ему было сложно выразить свои желания.

Ребенка привезли с севера с просьбой научить общаться карточками ПЕКС, являющимися альтернативной системой для общения, когда используются не слова, а картинки. Сначала я работала с агрессивным поведением, затем развивала альтернативное общение. Сейчас он умеет жевать пищу, пользоваться столовыми приборами, общаться с помощью карточек ПЕКС, научился складывать одежду, играть с тремя видами конструктора, собирать пазлы. Теперь он не боится посещать магазин, выполнять бытовые действия. Я учу вещам для жизни.

– Что Вы можете пожелать родителям ребёнка с аутизмом?

– Желаю не отчаиваться, быть сильнее, идти самим учиться, если нет другого выхода. В рамках занятий специалист ребенка не сможет развить за пару часов в день, родителям нужно заниматься с чадом самостоятельно. Многое зависит от родителей. Нужно принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.

От доброты и отзывчивости в нашем мире зависит многое: мы должны уважать людей с индивидуальностью, быть готовыми прийти на помощь.

Напоминаем, что в Тюмени для деток с аутизмом работает региональная автономная некоммерческая благотворительная организация «Открой мне мир» (ул. Холодильная, 40). Контактная информация: 8-915-330-88-25, 8 (3452) 610-447. Сайт: http://omm72.ru/

На странице сайта «К кому обратиться?» можно найти информацию о медицинской и реабилитационной помощи для детей с особенностями развития.

Источник: МЕДИНФО72.