Год назад в Тюмени автобусные полосы появились на одних из самых проблемных для транспорта улиц – Широтной и Пермякова. По словам экспертов, своей цели они достигли – общественный транспорт стал ходить исправнее, а пассажиры на 10 минут сократили дорогу из микрорайонов в центр. Недовольны только автомобилисты, которым в перспективе могут закрыть въезд в сердце города.

На полосу наносится либо короткое слово (как “BUS” в английском), либо первые буквы слова “автобус” (“А” в русском)

Специальные полосы для общественного транспорта, по которым разрешается передвигаться только автобусам и, в отдельных случаях, такси, стали появляться на дорогах России относительно давно, а в мировой практике такой способ разгрузить магистрали применяется уже не одно десятилетие. В Тюмени первая выделенная полоса появилась в 2010 году на улице Республики – от Орджоникидзе до Моста влюбленных.

Спустя четыре года администрация города решила применить удачный опыт запуска автобусов по отдельной полосе и на проблемных дорогах Тюмени, а именно на улицах Широтная и Пермякова, на которых часто возникали пробки и заторы. Открытие полос состоялось 11 августа 2014 года. Автобусы стали двигаться от ТЭЦ-2 по улице Широтной до путепровода на Пермякова, далее по улице Республики до Моста влюбленных. Предусмотрен обратный маршрут по Республики – Пермякова до Широтной.

В первый же день участники дорожного движения, пользующиеся общественным транспортом, отметили сокращение времени в пути.

Из Восточного-3 до Герцена – 27 минут.

По словам директора МКУ “Тюменьгортранс” Алексея Санника, в полной мере полоса “А” себя зарекомендовала после появления зимой 2015 года камер фотовидеофиксации нарушений. Установка камер помогла дисциплинировать водителей личного транспорта: только за первый месяц работы камер ГИБДД выписала более девяти тысяч постановлений за незаконный выезд на выделенную полосу.

Как отметила начальник отдела пропаганды ГИБДД Тюменской области Анжела Борисова, сейчас количество нарушений заметно снизилось, а полосы выполнили свою задачу – пропускная способность для общественного транспорта увеличилась.

По статистике “Тюменьгортранса”, благодаря полосе “А” скорость движения автобусов увеличилась на 13%, точность прибытия на остановки – на 12%, количество выполненных рейсов – на 9%.

“Для рядового тюменского пассажира это означает сокращение времени поездки минимум на 10 минут и более предсказуемое прибытие транспорта на остановки. Мы получили множество позитивных откликов от жителей. В основном пассажиры говорят, что, по ощущениям, на поездку от Широтной до центра города на автобусе им теперь требуется в два раза меньше времени”, – прокомментировал данные Алексей Санник.

Однако, по мнению заместителя директора по научной работе Института транспорта ТюмГНГУ Ильи Анисимова, который год назад делал негативный прогноз на появление полос в микрорайонах, говорить об их эффективности пока рано. “Появляются новые развязки, которые разгружают дороги, в частности, мост на Монтажников, которые и помогают перераспределить автомобильные потоки”, – прокомментировал он.

Эксперт отмечает, что в Тюмени наметилась тенденция переориентации дорог – власти делают город максимально удобным для общественного транспорта, а не для личного транспорта. В будущем, по мнению Анисимова, центр города вообще могут закрыть для автомобилей и пускать туда только автобусы.

Судя по сообщениям в социальных сетях и на тюменских форумах, у тюменцев нет однозначного мнения о выделенных полосах для общественного транспорта. Как правило, поддерживают подобное нововведение люди, которые сами часто пользуются автобусами и маршрутками, а вот автовладельцы не в восторге от полос “А”.

Многие тюменцы отметили, что добираться, куда бы то ни было, на общественном транспорте с введением отдельных полос для автобусов стало быстрее.

Спасибо городским властям, что пробили выделенные полосы.

Уже почти год ездим без проблем из Восточного мкр в центр.

Супер!!!! как выделенка появилась не разу на работу не опоздал!! спасибо , хоть что то для людей!

Выделение полосы А – правильное решение.

Однако водители частного транспорта не разделяют подобного оптимизма. Они считают, что внедрение полос для общественного транспорта за счет полосы общего пользования – дискриминация владельцев авто, ведь это создает новые пробки для личных машин, да и едва ли серьезно сокращает время пути для автобусов.

Я один не понимаю для чего они нужны эти полоски из ниоткуда в никуда?

Не бывает просто стало лучше, автобусы ускорились, автомобили притормозили. За счет нас рядов автомобилистов вы стали доезжать быстрее по полосе с буквой А. Город в часы пик и так стоит.

Итого перекрыли 33% и без того перегруженных улиц и получили увеличение числа выполненных рейсов автобусов на 9%. Отличный результат! Давайте закроем еще по одной полосе, одной из трех, ведь автобусам мало, они же гонки еще любят устраивать, им же нужна еще полоса для обгона?

Ерундой занимается гортранс, в этих местах нет заторов и не планируется!!!

Пользователи сходятся в одном – существующая схема борьбы с пробками не идеальна и требует не только существенных доработок, но и комплексного подхода, включающего в себя и строительство новых развязок, и отладку расписания движения общественного транспорта.

Также тюменцы замечают, что нередки случаи несоблюдения полосы “А” как со стороны “автобусников”, так и водителями частных авто, а из-за постоянных перестроений из ряда в ряд увеличивается вероятность ДТП. Поэтому горожане призывают сотрудников ГИБДД быть строже в этом вопросе.

Проблема пробок решается не закрытием полосы только для общественного транспорта, а строительством развязок, парковок, дополнительных объездных путей, нормальной работы светофоров и т.д.

А что не говорят про автобусы, которые по обычной полосе едут, когда хотят других обогнать, чтоб быстрей на остановку приехать и побольше собрать народу!!! Или загоняются между собой!!!! Повнимательней!!!!

Господа гаишники, вы бы хоть раз их задержали за езду по всем полосам сразу, а то пропусти автобус – в нем люди едут, а автомобилисты не люди и не работают вообще.

Выделенки очень хорошо, как автомобилист говорю. Особенно когда автобусники на нашу полосу не лезут. Виденаблюдение рулит.

Выделенка – вещь реально хорошая. Но ГИБДД стоит усилить контроль за её соблюдением. И будет всем счастье.

“Я считаю, что практической пользы от выделенных полос для автобусов не очень много. Я каждый день вижу массу автолюбителей, который ездят по ним, невзирая на запрет. И это в какой-то степени оправданно, потому что в часы пик пробки из-за отсутствия “лишнего” ряда стали значительно больше, а люди спешат на работу или торопятся домой. Кроме того, “автобусники” тоже небезгрешны и выезжают из полос, сделанных специально для них. В общем, идея со спецполосой “А” может и неплохая, но не для города с узкими дорогами и огромным числом машин, таким как Тюмень”, – прокомментировал ситуацию водитель Владимир Кушкаров.

А вот для тюменки Марины Скуоватициной, которая пользуется общественным транспортом, выделенные полосы удобны и нужны: “Я очень рада, что выделили отдельные полосы, добираться до центра стало в разы быстрее, а значит можно подольше поспать с утра! Правительство заботится обо мне, люблю его”, – сказала она.

Отметим, что по информации “Тюменьгортранса”, пассажиры часто просят ввести полосы “А” на других улицах, и теоретически такая возможность есть. “Ввести выделенную полосу можно на улицах с интенсивным движением общественного транспорта (один автобус в две минуты) и как минимум с тремя полосами в одном направлении. Но важно учитывать еще и парковки вдоль дороги, наличие путепроводов и мостов, выездов из дворов и с прилегающих улиц на эту магистраль – на таких участках дорог выделенную полосу вводить не рекомендуется. Поэтому по каждой конкретной улице необходимо сначала оценить дорожные условия, а уже потом принимать решение о введении полосы “А”, – пояснил Алексей Санник.