Нефтяники у нас в почете. И вчера, и сегодня, и завтра… Пока Углеводородица не иссякнет, ничего не изменится. Нефть и газ родине, елки-палки! Казалось бы, компания одна, а пресс-службы в каждом подразделении свои, ни стандартов общих, ни общего подхода к организации… Буквально вчера прошел один пресс-тур, который можно ставить в пример и говорить, что ТАК делать не нужно…

Итак, чтобы провести дрянной пресс-тур необходимо выполнить несколько простых условий:
1. Собрать журналистов. Заранее уточнив размер обуви, эту самую обувь не выдавать…
2. Увезти их за 220 км. от города.
3. Напоить кофе.
4. На пресс-конференции рассказать о природоохранной деятельности, рекультивационных работах, используемой технике и оборудовании.
5. Устроить обед за свой счет.
6. На производственной базе рассказать о природоохранной деятельности, рекультивационных работах, используемой технике и оборудовании.
8. Несколько раз останавливаться, чтобы спросить дорогу или сделать звонок, чтобы уточнить следующую точку маршрута.
9. На участке проведения работ рассказать о природоохранной деятельности, рекультивационных работах, используемой технике и оборудовании.

Не понимаю, зачем в течение всего дня повторять одинаковую информацию? И на пресс-конференции, и на производстве? Почему нельзя было найти водителя, который знает дорогу? Опять же, накатать по дрянным дорогам полтыщщи верст за день – мало приятного, смысл какой в этих разъездах? Показать рекультиварованный амбар? Вы знаете, что такое рекультивированный амбар? Это поле, где растет трава и цветы :-) Почему на временной график, указанный в пресс-релизе всем оказалось наплевать? С обувью непонятная ситуация. Зачем спрашивать размер, а обуви в итоге не давать?

Чтобы не быть голословным, я привожу заметку моего друга, журналиста нижневартовской газеты, Алексея Лбова:

– Вообще нехорошо жаловаться на свою работу, но иногда бывают дни, когда хочется это сделать. Не потому, что работа плохая, а в силу иных причин. Что называется, накипело. Сегодня мне довелось принять участие в пресс-туре компании «Варьеганнефтегаз», посвященному природоохранной деятельности предприятия.Более бессмысленного, беспощадного и ужасно организованного мероприятия мне видеть не приходилось. И дело тут не в каких-то личных эмоциях и ощущениях, хотя и они имеют место. К сожалению, весь этот бред длиной в 13 часов имел сугубо рациональные корни. Говорят, что если заставить дурака молиться, то он лоб разобьет. Но ведь это лишь полбеды. Хуже если дурак способен разбить лоб не только себе, но и многим другим. За компанию и без особой цели.

Согласно предварительному графику этой поездки все казалось достаточно осмысленным и вменяемым. На деле же, оказалось иначе. Примеров тому можно привести бесчисленное множество. Зачем скажите было собирать 10 журналистов и операторов в комнату для инструктажей укрупненного нефтепромысла Северо-Варьеганского месторождения? В этом помещении мы выслушали сухую и не очень познавательную лекцию о природоохранных планах компании. Сам по себе этот факт нейтрален. Любую информацию можно подать как душе угодно, в том числе и с огоньком. Страшно то, что те же самые «информаторы» затем поехали на нескольких машинах вместе с участниками тура и, фактически, по второму кругу озвучивали те же самые вещи, которые УЖЕ были сказаны. Повторение мать учения. Но, нам бы хватило и первого раза. Вроде не тупые.

А демонстрация техники в боксе того же самого УНП-3. Зачем она была запланирована? Это продолжалось буквально пять-десять минут, но лучше всего иллюстрировало тот факт, что абсолютно никакого, понимая работы сотрудников СМИ у организаторов пресс-тура нет в и в помине. Кому нужны вилы с лопатами и прочий шанцевый инструмент, выставленный вдоль стенки? Особенно если часом позже ту же технику и инвентарь показали «в работе» на реальном участке рекультивации. Журналистов интересует только одна вещь – событие, шоу, интересная и динамичная картинка. Нет смысла показывать статику, если, в итоге, она окажется не нужна. Это непрофессионально. Странно.

О перипетиях этого дня можно писать бесконечно. Апофеозом всего этого административного безумия стала поездка, к рекультивированному амбару для нефтяного шлама. Одному из нескольких десятков, оставшихся на территории ЦДО «ВНГ». На вид эту штуку ничем не отличишь от заросшего травой поля. Вообще нет разницы. Так зачем ехать час с гаком, если тот же самый пейзаж можно снять в любом месте? Вышло бы и дешевле и проще остановиться на любой обочине. Результат ничем не различался бы.

В общем, нет слов. Суть работы любого журналиста заключается в том, чтобы набрать информацию нужную ему для публикации (или телевизионного сюжета), а потом сесть за написание текста. Вместо этого нас катали часов этак восемь и раз за разом повторяли те цифры и данные, что уже были озвучены, с незначительными вариациями. Замечательный пресс-тур. Как ни крути. Ту же самую задачу можно было выполнить много быстрей и проще. Хватило бы трех операторов от разных телекомпаний и одного журналиста, чтобы держать микрофоны им задавать вопросы. Вышло бы дешевле, чем возить десятерых и гораздо оперативней. Нарубили бы нужный видеоряд, а потом каждый монтировал бы на свой вкус и формат. Что же до газет, то им вполне хватило бы 5-6 хороших фотографий и пары часов разъездной работы. Все остальное было лишним.

Более того. Если уж говорит о деньгах и потраченном времени, то журналистам не привыкать к бессмысленным заказам. Мы бы прокатились. Не впервой. Но зачем отрывать от непосредственной работы сотрудников ЦДО «ВНГ» и заставлять людей наматывать круги вместе с нами? Их можно было опросить за полчаса на первой из точек этой поездки и отпустить с миром. Все эти ребята были дельные, хорошо информированные и готовые к диалогу. Зачем организаторы убили их время на бесполезные разъезды?

И кстати, что до наших приключений, то дорог на территории месторождений почти нет. Гораздо хуже, чем на Самотлоре обстоят дела. Одни направления, которые для порядка выложили плитами или отсыпали песком. Плевать на всевозможных гостей и залетных писак, но очень жаль сотни сотрудников ЦДО «ВНГ», которые каждый день вынуждены ездить там на работу. Им это не по душе. Такая болтанка из кого хочешь, вытряхнет душу, кроме, пожалуй, Сечина, который частенько летает на вертолете. Люди говорили нам об этом.

И в заключение. Хорошая подготовка мероприятий начинается с мелочей. С четкого соблюдения графика. С разумности всех предпринимаемых шагов и подготовки действительно ИНТЕРЕСНОГО события, а не всей этой официозной тягомотины, которую мы, в итоге, получили. Все это ерунда. Если говорить в целом – плюнуть и забыть. Будет новый день и иные новости. Но кое-что сегодня все-таки обидело. Абсолютное непонимание сути нашей работы, со стороны тех людей, которые, по долгу службы, должны нас направлять, поддерживать в поисках и добиваться того, чтобы мы написали об их компании достойные и добрые материалы. Следует помнить, что любого человека можно тюкнуть по затылку топором и изнасиловать. Но любые отношения строятся только на двух вещах – уважении и любви.