В Нижневартовске у жителей из кранов вот уже полгода течет ржавая жижа. Городской водопровод — штука сложная и темная, хозяев у него много, поэтому до сих пор никто не знает, в чем причина. Протест уже ушел в публичную плоскость — ржавой водой демонстративно обливают себя политики. Основных версий — не менее пяти.

C новой проблемой жители Нижневартовска столкнулись весной, как раз тогда, когда из-за паводка ряд районов города оказался затоплен. У жителей ряда микрорайонов из кранов пошла горячая вода желтого и ржаво-бурого цвета. Такое время от времени случается практически во всех городах во время ремонтных работ — так что сперва явление списывали на последствия подготовки коммунальной инфраструктуры к осенне-зимнему периоду. Но сегодня в городе все работы завершены, а жалоб от горожан на воду в ЖЭУ и управляющие компании поступает все больше. Причем львиная доля из них — от жителей новостроек из различных точек города.

Так, вартовчанка Рита Билалова, живущая на улице Пионерской, жалуется, что уже устала ежедневно отмывать ванну от ржавчины. «Ванна новая была, живем меньше года, эмаль стерлась полностью. Теперь дно как наждак, потому что эту ржавчину отдираю каждый день», — сетует хозяйка. Анна Субботина живет в другой части Нижневартовска — на улице Мира, 96. Это один из новых микрорайонов, он даже не полностью застроен, однако проблемы с водой начались здесь еще в прошлом году, утверждает жительница города. Тогда в воде попадались песчинки, сама жидкость была маслянистой на ощупь. Со временем проблему устранили, но сегодня из крана снова течет некачественная вода. «Как умываться? Как мыть детей?», — негодует женщина.

Фото: Макар Стрелецкий
Фото: Макар Стрелецкий

Жительница другой новостройки Елена Егорова приступила к решительным действиям: написала жалобу в управляющую компанию «МЖК-Ладья». Говорит, что до этого звонила, и коммунальщики ее заверили, что в ближайшее время будет произведена промывка системы водоснабжения.

Промывки действительно были, говорит главный инженер «МЖК-Ладья» Эдуард Николаев, но дали лишь временный эффект.

Я считаю, что проблема в общей трубе, расположенной в подвале, от которой идет отводка стояков в квартиры жителей, — говорит Николаев. — Застройщик использовал несколько устаревший вариант, поставил оцинкованную вместо пластиковой. И, когда по трубе, начинает циркулировать горячая вода, труба окисляется и окрашивает воду.

Отметим, проблемы действительно наблюдаются в микрорайонах, которые возводила крупнейшая строительная компания города — «Нижневартовскстройдеталь». В 2006-2011 годах целые кварталы города возводились по договорам развития застроенных территорий, и инженерные сооружения, включая водопровод, возводили жилищные строители.

Известно, что металлические трубы в зависимости от диаметра могут быть на четверть дешевле своих пластиковых аналогов, — пожимает плечами представитель одного из городских застройщиков. — При этом «НСД» отчасти имел право на эту замену: по крайней мере, для этого, в отличие от изменений в конструктив, не требуется экспертиза. На рынке такое, увы, не редкость: рисуют проектную декларацию, где все из чистого золота, а потом «корректируют» в процессе. Но я не думаю, что «оцинковка» у них в домах стоит — пластик существенно легче монтировать на внутренних коммуникациях, так что проблема, скорее всего, в проложенных ими магистральных трубах.

По данным Николаева, в Нижневартовске порядка 80% инженерных сетей прослужили по 30-40 лет и нуждаются в замене. То есть, возможно, еще до того, как попасть в дома, вода, проходя по ржавым трубам, уже вбирает в себя лишнее железо.

Износ труб — вероятная, но не единственная версия. Поскольку ржавая вода пришла во время паводка, многие связали эти два события — мол, водоочистка не справляется. Тем не менее, начальник учета и контроля водопотребления МУП «Горводоканал» Сергей Богданов утверждает, что холодная вода, которая выходит из водоочистных сооружений, питающих весь город, полностью соответствует всем санитарным показателям и нормам. Это подтверждают многочисленные проверки Роспотребнадзора и постоянный мониторинг. Таким образом, он уверен, что проблема возникает на этапе подогрева воды.

Все жалобы на воду мы фиксируем, ведь горячую воду готовят из холодной — нашей. Совместно с Теплоснабжением мы все их отрабатываем: ни одна не подтвердилась. Жильцы сами утверждают — к холодной воде нет претензий, волнует только качество горячей воды, — говорит Богданов.

Коммунальщик считает, что в том, почему горячая вода окрашивается в рыжий цвет, нужно разбираться комплексно: выяснять, своевременно ли проводились промывки труб и профилактические работы теплообменников.

Именно поэтому каждый год перед осенне-зимним периодом мы направляем письма во все управляющие компании и просим их предоставить графики промывки их внутренних инженерных сетей. Чтобы мы были уверены, что сети промыты и мы подаем туда нормальный ресурс. А вот выполняется ли это — другой вопрос. Тем не менее, большинство компаний нам предоставило эти списки, хотя есть и такие, которые отказали, мотивировав этом, тем что это их внутренние дела, — пояснил Сергей Богданов.

Директор управляющей компании «Квартал» Ольга Елина подтверждает слова Богданова: действительно, до дома по трубам идет чистая вода, а в процессе подогрева происходит реакция, в результате которой железо выпадает в осадок, и к потребителю попадает уже ржавая жижа. Только вот в чем причина загрязнения, Елина не может сказать.

УК «Квартал» обслуживает 17 многоквартирных домов. В основном они расположены в центральной части города — 9 микрорайон, но также есть и дома за улицей Ханты-Мансийской. При этом проблема качества горячей воды есть во всех домах компании, утверждает Елина — вне зависимости от того, к какой части города находится дом, новостройка это или старое здание. Более того, проблемы качества горячей воды есть и у других управляющих компаний Нижневартовска.

Ухудшение качества мы отметили в мае. Стали проводить дополнительные промывки систем водоснабжения, но результат держался буквально день-два, а потом вновь начинала идти грязная вода. Такой же кратковременный результат дают и совместные промывки в Горводоканалом, — говорит Елина.

По словам топ-менеджера, проблемы с водой носят почти мистический характер.

Однажды мы специально не стали предпринимать никаких мер после обращения жильца, чтобы посмотреть, что будет. На следующий день вода пошла чистая», — пожимает она плечами.

Елина даже давала задание специально не мыть трубы, предположив, что ржавый слой в оцинкованной трубе является естественным фильтром и вода, не соприкасаясь с оцинковкой, не загрязняется. Однако ржавчина продолжает появляться вне всякой зависимости от того, что делают коммунальщики. За 12 лет работы с таким Елина сталкивается впервые, и, похоже, ей и самой любопытно, в чем дело — тем более, что именно УК платят штрафы Роспотребнадзору.

Парадоксальная ситуация: на входе в дом пробы воды чистые, а у потребителя — вода течет уже ржавая. Получается, проблема в нашей зоне ответственности, и за качество воды несет ответственность управляющая компания. Поэтому мы платим штрафы, но меры, которые нам предписывают предпринять, выполнить просто невозможно — все, что мы делаем, не дает результата. У нас уже опустились руки, — устало говорит директор УК.

У коммунальщиков — свои версии происходяшего. Так, Елина предполагает, что МУП «Горводоканал» начал применять какие-то другие реагенты или скрывает, что проводит промывки, а грязь, которая смылась с труб, идет к жильцам (в МУПе это отрицают). Другая вероятная причина — размножение железобактерий.

Они в этом году очень активно размножились. При определенной температуре они начинают быстро распространяться, но с приходом морозов должны «уснуть», — говорит коммунальщица. — Исследования подтверждают их наличие у потребителя, а содержание железа в воде некоторых жильцов увеличено в 34 раза.

Железобактерии описаны еще в трудах советских биологов — они окисляют находящееся в воде закислое железо, переводя его в окисное. Поскольку закислое железо растворимо в воде, а окисное — нерастворимо, процесс этот сопровождается выпадением осадка. В результате, кроме закупорки труб, водопроводная вода приобретает еще и неприятную ржаво-красную окраску.

Если бы мне кто-то сказал, что сделать, чтобы вода стала чистой — я бы тут же сделала. У нас столько жалоб, заявлений, проверок, штрафов… Мне приносят желтых собачек, желтые рубашки, чешущихся детей… А такое количество штрафов компания не платила за всю историю своего существования, — разводит руками Ольга Елина.

2

Руководители трех частных городских управляющих компаний — «МЖК-Ладья», «Квартал» и «Стройдеталь-Инвест» — объединились и решили бороться с проблемой сообща (впрочем, последняя быстро выбыла из этого процесса в связи с банкротством). В одном из домов взяли образцы оцинкованной трубы и отправили их в Москву на независимую экспертизу (в ХМАО никто не взялся за ее проведение), управляющая компания «Ладья» направила образцы воды в Ханты-Мансийск на исследование. Коммунальщики написали и письмо главе администрации города Алле Бадиной: представители управляющих компаний считают, что проблему нужно решать совместно, с привлечением департамента ЖКХ, жилинспекции и профильных МУПов.

Пока же все ждут результатов экспертизы, градус недовольства среди населения растет: ежедневно на плохую воду коммунальщикам поступает около десяти письменных жалоб и несчетное количество звонков. Некоторые даже обращаются в суды. Неудивительно, что столь мощный социальный протест используют в своих целях политики — на днях представители КПРФ вышли к администрации Нижневартовска и демонстративно облили себя ржавой водой: вот, мол, чиновники во всем виноваты. Поиграв на патерналистских настроениях населения, коммунисты могут «срубить» долю электората. Жалко только, что в решении проблемы это никак не поможет.