После того как Данил Плужников, мальчик с инвалидностью, прошел сначала слепые прослушивания, а затем попал и в финал детского конкурса «Голос», одна моя знакомая разразилась возмущенной тирадой. Смысл ее высказывания заключался в том, что «таких» детей нельзя ставить в один ряд с «нормальными», для них нужны отдельные мероприятия, ну что-то вроде Паралимпиады.

Я робко возразила, что в данном случае речь идет не о спортивных достижениях, где действительно важно, чтобы у участников состязаний были равные стартовые возможности, а о вокальном конкурсе, где, собственно говоря, не имеет значения, как выглядит участник, важно, как он поет, поэтому при первоначальных прослушиваниях члены жюри сидят спиной к сцене. Не убедила ее, но хотя бы немного смутила.

1

Вообще, в последнее время наблюдаю заметный ажиотаж, связанный с темой особых людей, с инвалидностью. Сестру-аутиста Натальи Водяновой выставили из кафе – говорят, вела себя неадекватно, посетителей пугала. В одной из школ родители попросили убрать с общей фотографии девочку с синдромом Дауна – чтобы фасад им не портила своим видом. Жильцы дома не разрешают центру для особых ребятишек установить пандус (иначе тем же «колясочникам» туда не попасть) – чтобы не мозолили им глаза во дворе и не травмировали психику уставших после работы горожан. Тюменцы тоже отличились в этом смысле – таксист отказывался везти маму с ребенком-аутистом. Ну и недавний перл – одно популярное издание публикует колонку главного редактора, в которой он говорит об инвалидах, как о генетическом мусоре, намекая, что с этим мусором неплохо было бы сделать.

Читаешь – волосы дыбом. Но подобные случаи сегодня без ответа не остаются. Начинается настоящая информационная война в защиту людей с ограниченными возможностями. Гневные комментарии, петиции, угрозы в адрес тех, кто, якобы, обижает инвалидов, желание во что бы то ни стало интегрировать человека с особенностями здоровья в обычную среду, даже если он не горит желанием в нее вливаться. И столько в этом во всем напора, страсти, даже какой-то агрессии, что поневоле начинаешь сопротивляться теперь уже и этому потоку. Разве можно приязнь вызвать насильно? Вот цивилизованное поведение – это да, нередко требуется применить определенное давление и жесткие рамки, чтобы усмирить дикого зверя внутри человека. Но заставить насильно умиляться при виде людей с ограниченными возможностями, если в душе человек этого не испытывает, невозможно.

Хотя мне кажется, что подобные баталии – дело, во-первых, закономерное, во-вторых – совсем даже неплохое. Обществу нужно и важно пройти через такой этап, когда его швыряет от одной крайности в другую. Одних трясет только от слова «толерантность», и они приводят неумные медицинские аналогии с организмом, который от толерантности своей может погибнуть. Другие, отстаивая вроде бы правые идеи, преследуя добрые и возвышенные цели, начинают вдруг захлебываться в злобе и агрессии против тех, кто их взгляды не разделяет. Я верю, что в этот самый момент мир ищет свою точку равновесия. И пусть не сразу, постепенно, с болью и дикими криками, но найдет баланс. В конце-концов, те страны, где инвалидам живется получше, чем у нас, шли к этому не один десяток лет, и еще продолжают идти. Мы, конечно, их вряд ли догоним, но, может, хотя бы на пятки начнем наступать?

Тогда изменится и отношение к инвалидам – уйдет как агрессия и слепота к их проблемам, так и липкая жалость и неуемное желание непременно насильно интегрировать их в «нормальное» общество. Они будут обычными людьми, со своими особенностями и потребностями. Ну вот здоровому человеку, чтобы подняться куда-то, нужна лестница, ступеньки. А инвалиду-колясочнику нужен нормальный пандус. Разве это не естественно?

Помните книгу и одноименный фильм «Властелин колец»? Сколько там всяких народностей населяло Средиземье: и эльфы, и хоббиты, и гномы, и люди. И все они существовали каждый в своем симпатичном мирке, там, где, прежде всего, им комфортно, а попадая в другой мир, подстраивались под него и охотно принимали помощь других. Вот для меня это некий идеал общества, как бы смешно это ни звучало. Главное – орками не стать. К ним присмотришься – вроде разные все, а как пойдут строем – сплошная куча грязи.