На днях в Тюмени прошло заседание ОНФ, на котором обсуждались вопросы организации городского общественного транспорта.

Учитывая, что власти Тюмени активно пытаются пересадить автомобилистов в маршрутные такси и автобусы (о чем говорит хотя бы введение платных парковок в центре и полос «А»), тема действительно актуальна. Вот только в процессе обсуждения выяснилось, что не только тюменцы недовольны работой автобусников. Оказывается, транспортники тоже весьма недовольны пассажирами. Настолько, что предложили ввести ряд требований, которые, по их мнению, должны быть закреплены в правилах пользования общественным транспортом и жестко контролироваться властями.

1

1. Пассажир обязан оплатить проезд в течение одной остановки, не ожидая требования кондуктора; при пользовании транспортной картой – предъявить документ, удостоверяющий личность; заблаговременно готовить деньги и документы, дающие право льготного проезда.
2. Пассажиры с детскими колясками должны осуществлять поездку только в транспортных средствах, имеющих накопительную площадку, специально приспособленную для перевозки; принимать все меры для недопущения самопроизвольного перемещения коляски в салоне автобуса либо ее опрокидывания.
3. В салоне транспортного средства пассажир обязан принять меры для обеспечения собственной безопасности во избежание получения травм.
4. Наделить «Тюменьгортранс» функцией проверки оплаты проезда пассажирами и возможностью применения штрафных санкций к пассажирам, не оплатившим проезд в течение одной остановки.
5. Запретить организованную перевозку детей в общественном транспорте.
6. Запретить занимать проходы между сидениями багажом, колясками, велосипедами, самокатами, создающими препятствия для безопасного перемещения в салоне автобуса.
7. Дать кондуктору право отказать в проезде, если пассажир предоставил для оплаты купюру, превышающую 50-кратный размер оплаты проезда, а также если пассажир пьян или одет в грязную, пачкающую одежду.

Стоит ли говорить, что эти пункты не нашли позитивного отклика среди рядовых тюменцев. В комментариях интернет-пользователи практически единодушно выказывают возмущение этим требованиям. Хотя, справедливости ради, далеко не все они новые – просто никто не читает вывешенные в автобусах правила поведения в салоне.

Пункт про коляски выше всяких похвал, на некоторых маршрутах может вообще нет автобусов с низкой посадкой и что теперь такси заказывать или идти до ближайшей остановки, где такой автобус проходит? Про разменные деньги, ну, и сейчас тысячу могут не принять и попросить человека выйти. Как и просьба освободить проход от вещей также формулируется в такой форме будто это закреплено где-то законом.


“Пассажир обязан оплатить проезд в течение одной остановки, не ожидая требования кондуктора” – это значит, кондуктор будет сидеть на попе ровно, а пассажиры к нему сами должны с деньгой бежать, что ли? Извините… а как насчет того, что “сено за коровой не ходит”? И далеко не все пассажиры могут шустро подскочить и сбегать на другой конец салона к восседающему кондуктору.


“Дать кондуктору право отказать в проезде, если пассажир предоставил для оплаты купюру, превышающую 50-кратный размер оплаты проезда” – на основании чего, извиняюсь? В письме Министерства Финансов РФ от 30 августа 1993 года №104 на этот счёт всё сказано. Как и в статье шестнадцатой закона “О защите прав потребителей”. А то пошла мода – тысячные купюры не принимают, десятикопеечные монеты тоже чем-то не устраивают.

В ответ на требования водителей и кондукторов тюменцы в Интернете в шуточной форме составили свой список «пожеланий» к автобусникам. Более того, немало комментаторов высказалось за отказ от профессии кондуктора как таковой. И, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Часть из предложений пассажиров фактически существуют и сейчас, но, видимо, далеко не всегда соблюдаются.

1. Запретить толстым теткам быть кондукторами.
2. Запретить кондукторам грызть семечки и постоянно болтать по телефону.
3. Запретить водителю резко разгоняться и резко тормозить, а также устраивать гонки с другими водителями.
4. Запретить водителю курить за рулем.
5. Запретить водителю болтать по телефону за рулем.
6. Запретить кондуктору возмущаться по поводу поданной ему крупной купюры.
7. Запретить стоять на остановке более 2 минут с целью сбора пассажиров после всех уже зашедших.
8. Запретить автобусы с неработающей печкой в салоне зимой.
9. Ввести способ оплаты банковской картой.
10. Запретить водителю маршрутки набивать полный салон людей.
11. Обязать водителей маршруток и частных автобусов СЛЕДИТЬ за ЧИСТОТОЙ сидений.
12. Ввести систему скидок на пользование общественным транспортом (к примеру, абонемент на месяц с выгодой для пассажиров, пользующихся общественным транспортом регулярно).
13. Запретить заканчивать работу маршрута раньше времени, особенно зимой.

Какие из озвученных обеими сторонами требований окажутся целесообразными? Какие меры действительно необходимо предпринять, чтобы тюменский общественный транспорт действительно стал удобным для пассажиров и выгодным для перевозчиков? Рядовым тюменцам остается лишь ждать и следить, что же теперь предпримут власти и предпримут ли что-либо вообще.