Перестрелка между этническими ОПГ в Надыме, произошедшая в эти выходные, заставила город вздрогнуть. Ни силовые органы, ни религиозные авторитеты, ни администрация района не предлагают горожанам ни внятной картины произошедшего, ни гарантий того, что такое не повторится вновь.

Пока чиновники отмалчиваются, конфликт продолжает тлеть — а его предпосылки уходят еще в 2011 год.

1

Перестрелка на улицах Надыма вечером 10 июня в очередной раз проявила иезуитскую сущность местных властей. Горожане своими глазами видели бандитскую «сходку» — множество выстроившихся в ряд автомобилей, мужчин угрожающего вида. Тем не менее, согласно официальной версии, пострадавший, доставленный в больницу с пулевым ранением, стал жертвой… бытового скандала.

10 июня в дежурную часть полиции поступило сообщение из Надымской больницы о том, что у них находится мужчина с ранениями. Полицейские выяснили, что около девяти вечера в ходе бытового скандала двое граждан 1965 и 1967 годов рождения причинили друг другу телесные повреждения, — гласит официальное сообщение окружного управления МВД.

Неофициально правоохранители готовы рассказать чуть больше. По словам источника Муксун.fm в полиции Ямала, «стрелка» имела целью выяснение отношений между представителями азербайджанской и дагестанской диаспор. Чуть больше года назад сгорели два ресторана под одной крышей — «Улдуз» и «Ниагара». Возгорание произошло по вине сотрудников одного из заведений. Владелец другого посчитал себя ущемленным, и потребовал от соседа возместить ущерб. Тот возместил, но только 5 млн рублей вместо 9 млн, утверждает собеседник агентства.

Постепенно в конфликт были втянуты и представители этнических группировок — при бездействии местного муфтия Мухтасиба Исмаила Хазрата. Тот, отметим, заявил агентству ura.ru. что ни о каком конфликте диаспор и речи быть не может, потому что в городе… нет диаспор. Все логично: раз нет диаспор, нет и ответственности.

Фактически конфликт еще не завершен, скорее всего, они продолжат выяснять отношения, — утверждает источник в полиции.

Пожар, который стал причиной выяснения отношений, произошел в мае 2015 года на набережной имени Оруджева. Пристройка к многоэтажному жилому дому была хороша известна жителям Надыма — там располагалось сразу несколько ресторанов. Однако пожар, судя по всему, был вопросом времени — здание было построено с грубейшими нарушениями противопожарных норм. При этом добро на его работу дали… власти Надыма, который тогда возглавлял Леонид Дяченко (сейчас он возглавляет Надымский район).

Так, еще в 2007 году местный предприниматель Надир Гаджиев купил два располагавшихся здесь помещения — камеру хранения, управляемую ООО «Дружба», а также торговый павильон «Айсберг». Приобретя недвижимость, Гаджиев начал реконструкцию, построив кафе «Чайхана». Строительство, как позже установил арбитражный суд, велось при полном отсутствии исходно-разрешительной документации. Фактически это был самострой, сторонние подрядчики к работам не привлекались. Тем не менее, в 2011 году администрация муниципального образования… заключила с Гаджиевым договор аренды земельного участка, доверив ему землю под кафе «Чайхана» до 2021 года, и внеся кафе в генплан застройки Надыма. Эти документы, легитимизировавшие существование кафе, Гаджиев использовал потом как доказательство права на собственность, впрочем, без особого успеха.

По большому счету, мэр еще тогда должен был проявить принципиальность и добиться сноса самовольной постройки. Процедура эта отработана — вон, смотрите, в Москве Собянин штабелями убирает такие «сараи», да и у нас на Ямале есть прецеденты. Даже в Надыме в 2014 году снесли же балки на салехардской дороге. Просто нужна политическая воля, а ее по какой-то причине тогда не нашлось, — резюмирует собеседник в полиции.

Итог известен: в ходе пожара 12 мая два ресторана полностью сгорели, жителей близлежащих домов пришлось эвакуировать. Город был полностью затянут дымом. «Дышать нечем, а у нас маленькие дети», — жаловались горожане в соцсетях. «Смотрите, там прямо над зданием газовая труба проходит — а если бы рвануло?» — задавались вопросом другие. Теперь же переполошивший надымчан пожар год спустя напоминает о себе бандитскими разборками.