На дорогах Тюменской области за 11 месяцев 2016 года, по данным региональной ГИБДД, произошло 2 тыс. 243 дорожно-транспортных происшествия. 675 из них – из-за неудовлетворительных условий содержания и обустройства улично-дорожной сети (НДУ). То есть, в 30% ДТП так или иначе повинно состояние дорожного полотна.
Фото: Vsluh.ru
Фото: Vsluh.ru

С дороги – в сугроб

В начале 2017 года морозы и снегопады вновь серьезно осложнили жизнь тюменским автомобилистам. Если снег с улиц дорожные службы убирают, то бороться с колейностью на дорогах гораздо труднее. Между тем, наледь и колея уже стали причиной нескольких ДТП. Например, тюменец Иван Мельник написал в социальных сетях, что повредил автомобиль о сугроб, в который его машину выбросило из колеи. В своей записи он интересовался, куда обращаться и от кого требовать возмещения ущерба.

Фото: Vsluh.ru
Фото: Vsluh.ru

Еще один водитель Ярослав Лысов выложил запись с видеорегистратора, на которой видно, как его автомобиль вылетает из колеи на улице Широтной и разворачивается на 180 градусов.

Что делать?

Во-первых, найти свидетелей. Это желательно сделать в первую очередь, пока очевидцы не разошлись, ведь найти их позже (например, через социальные сети) будет гораздо труднее. Чтобы суд принял сторону водителя, ему необходимо будет доказать, что он не нарушил пункт 10.1 ПДД, то есть вел автомобиль со скоростью, учитывающей как установленные скоростные ограничения, так и интенсивность движения, видимость, состояние дорожного полотна, метеорологические условия. Без свидетелей здесь не обойтись.

Во-вторых, вызвать на место происшествия ГИБДД, обязательно сообщив им, что причиной ДТП стало НДУ. Кроме того, стоит сразу выяснить, какая именно организация отвечает за данный участок дороги и вызвать на место ДТП ее представителей (либо сообщить ГИБДД, что вы хотели бы видеть на месте происшествия представителей дорожных служб). При этом важно помнить, что совершенно не обязательно, чтобы неудовлетворительные дорожные условия являлись причиной ДТП, достаточно, чтобы они сопутствовали ДТП.

В-третьих, сфотографировать место происшествия и колею, причиной которой стала авария. Фотографировать желательно в присутствии свидетелей и с использованием линейки или подручных предметов, чтобы продемонстрировать на фото глубину колеи (согласно ГОСТу-50597, глубина ямы не должна превышать 5 см).

В-четвертых, необходимо проследить за правильностью составления документов инспекторами ГИБДД: должен быть акт обследования дорожных условий (либо на месте, либо не позже, чем через 24 часа после аварии; без акта доказать вину дорожных служб невозможно), в котором указывается глубина колеи; в схеме ДТП и протоколе должны быть указаны все обстоятельства произошедшего (в том числе данные свидетелей и то, что водитель снимал на фото/видео колею и дорожную обстановку).

Помимо акта обследования дорожный условий, следует получить в ГИБДД справку о ДТП и копию протокола; провести экспертизу полученного ущерба; обратиться в компанию, отвечающую за участок дороги, на котором произошло ДТП, за досудебным урегулированием; в случае отказа обратиться в суд.

Можно ли привлечь к ответственности?

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, возлагается обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным актам. А согласно части 3 статьи 24 этого закона участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, и на обжалование незаконных действий должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

По статье 28 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и об автомобильной деятельности» пользователи дорог имеют право получить компенсацию вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушений содержания автомобильных дорог.

Кроме того, по статье 12.34 КоАП, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

А стоит ли идти в суд?

При наличии всех необходимых документов, свидетелей и доказательств у водителя есть все шансы убедить суд в своей правоте. Другое дело, что по тем или иным причинам (незнание, нежелание идти в суд, лень, отсутствие веры в успех) водители практически никогда не идут в суд в случае ДТП из-за дорожного полотна, предпочитая восстанавливать автомобили на свои средства.