В феврале этого года исполнится 150 лет со дня исполнения первой русской симфонии, написанной Чайковским. В музыке этого сочинения отразились впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил. Чайковский дал симфонии название и подзаголовки первых двух частей: «Грезы зимней дорогой» и «Угрюмый край, туманный край».
Симфония «Зимние грезы» – это картины зимней русской природы и возникающие на их фоне жанровые сценки.Композитор не стремится к конкретному «живописанию в звуках», а передает лишь свои впечатления, преломленные сквозь призму личного лирического чувства. Он свободно ведет нас от одного образа или настроения к другому, иногда совершенно отличному по характеру, следуя внутренней логике симфонического развития.
Глубоко национален и интонационный строй ее музыки: большинство тем «Зимних грез» имеет песенный характер и очень близки русской народной мелодике. Поэтому, когда в финале появляется подлинная народная песня «Я посею ли млада», она не кажется чем-то инородным, а естественно вливается в общий поток музыки. Удивительны по красоте все мелодии Чайковского в симфонии: нежные, хрупкие, взволнованные, печальные, полные огромной внутренней силы.
Еще один шедевр Чайковскогопрозвучит в этом концерте – Концерт для скрипки с оркестром в исполнении блистательного скрипача, любимца тюменских слушателей Никиты Борисоглебского. Концерт является одним из лучших произведений русского музыкального искусства. Наряду с первым концертом для фортепиано с оркестром и вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром это лучшее сочинение Чайковского в концертном жанре.
Блестящая виртуозность партии солирующего инструмента сочетается с темпераментностью музыки, яркостью и сочностью колорита.В настоящее время этот концерт является обязательным произведением для исполнения на конкурсе имени Чайковского.