Как привести национальные проекты в соответствие с национальными целями развития Российской Федерации до 2030 года обсудили эксперты на расширенном заседании Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности. Ключевой фокус — на расширении возможностей для самореализации и развития талантов.
Фото: ОП РФ
Фото: ОП РФ

Председатель комиссии, директор по стратегическому развитию Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) Наталья Кравченко отметила: «Существующие нацпроекты включают не все ключевые аспекты работы с талантами. При этом Президент России Владимир Путин подчеркнул: «Необходимо сделать все, чтобы каждый молодой человек независимо от того, где он родился, какой уровень дохода у его семьи, мог получить качественное образование, раскрыть свой дар, заложенные природой таланты». Комиссия Общественной палаты держит этот вопрос на особом контроле и собирает предложения общественности и экспертов, которые помогут в достижении поставленных главой государства целей».

По словам лидера Кружкового движения НТИ Дмитрия Земцова, особую роль в деле раскрытия талантов и самоопределении учащихся играет дополнительное образование: «Очевидно, что каждый человек, который становится на путь

развития своего таланта, работает в сфере чего-то дополнительного, а не обязательного. Дополнительное или неформальное образование, как правило, становится для него отправной точкой в осознании себя как человека с особым талантом, который нужно развивать. Такие молодые люди стараются строить долгосрочную стратегию, пытаются представить себя в будущем. Им зачастую проще действовать, присоединившись к какой-то социальной группе, движению, сообществу, которое позволяет общаться со старшими товарищами и показывает пример».

Участники заседания поддержали это утверждение и предложили закрепить позицию таких активно развивающихся в последние годы сообществ, как WorldSkills, Кружковое движение, и других в качестве навигаторов для талантов на протяжении их стратегии развития. По мнению экспертов и общественников, это может быть реализовано в формате стратегических документов, концепций развития талантов и пр.

Также участники встречи обратили внимание на существующие пробелы в социальных лифтах на траектории развития талантов. Если на этапе перехода молодого человека от школы к университету этот лифт работает, то дальше он зачастую прерывается: во многих сферах не существует механизмов, которые бы помогали лучшим молодым специалистам получить лучшие карьерные предложения. Эксперты сошлись во мнении, что необходимо провести ревизию социальных лифтов по направлениям и при формировании новой генерации нацпроектов достроить их там, где необходимо.

При этом важно включить крупные компании в работу с талантами, которая выходит за рамки школы и вуза, но помогает самоопределиться. Генеральный директор UMATEX Group (Госкорпорация «Росатом») Александр Тюнин поддержал и развил точку зрения относительно важности среды, в которой формируются молодые таланты: «Для нас как для реального сектора экономики важно сфокусироваться не только на системе, как вырастить талант. Важно именно создать эту среду, где талант сможет самореализоваться, чтобы, получив блестящее образование в России, молодые люди четко видели перспективы развития на Родине и не уезжали для трудоустройства за границу».

Эксперты также сошлись во мнении, что школы должны активнее запускать сетевые образовательные программы с реальным сектором экономики, развивать партнерские отношения с предприятиями культуры и технологическими компаниями, работающими в регионе. Для реализации данного предложения необходимо внести изменения в СанПины в части требований к безопасности школьников для возможности посещения компаний, государственных учреждений, предприятий и др. Также на заседании подчеркнули, что важно привлекать практиков в роли наставников в учреждения основного и дополнительного образования: действующих инженеров, предпринимателей, работников сферы культуры.

Отдельно участники заседания обсудили вопросы физического воспитания молодого поколения и роли спорта в процессе гармоничного развития личности. Директор Международной Академии спорта Ирины Винер Ольга Цыганкова обратила внимание, что в учреждениях дошкольного и школьного образования отсутствуют научно обоснованные программы физической культуры. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо готовить новые профессиональные кадры —

тренеров-преподавателей, а также повышать престиж профессии учителя физической культуры.

Участники обратили внимание на возможности участия общеобразовательной школы в социокультурных процессах на той территории, где она находится. Эксперты считают, что школьная инфраструктура может быть более открытой и доступной для использования населением, безусловно с соблюдением всех необходимых мер безопасности детей.

Эти и другие идеи, выработанные участниками расширенного заседания, войдут в предложения Общественной палаты РФ по приведению текстов нацпроектов в соответствие с национальными целями развития страны.

Пресс-служба ОП РФ