На информационных просторах Югры уже неделю не стихает дискуссия о многострадальном полигоне коммунальных отходов СГМУП «СКЦ Природа», законность которого в ближайшее время будет оспорена транспортной прокуратурой в суде.

Причиной столь острой постановки вопроса называют подозрительно активную деятельность МОО «Зеленый Фронт», которая настаивает на закрытии указанного полигона. Возникают справедливые вопросы: «Какова истинная цель «зеленых»?» или «Кому это выгодно?».

0966

 

Здесь мы, как общественная экологическая организация «Зеленый Фронт», хотели бы представить свой взгляд на проблему и перечислить всех тех, кому действительно выгодно прекращение функционирования полигона.

На территории России существуют тысячи объектов, размещающих отходы, и, хотя некоторые из них называются «полигонами», по своей сути, это примитивные свалки, сооруженные либо еще в советское время, либо по «советским», весьма недружественным окружающей среде технологиям. Данный факт, к сожалению, ставит в тупик и местные власти, и органы надзора, т. к., с одной стороны, они призваны обеспечивать и контролировать экологическую безопасность таких объектов, а, с другой – организовывать непрерывное размещение отходов растущих городов. Проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев это сочетать невозможно! В итоге мы имеем ядовитый фильтрат, проникающий в грунтовые воды, непереносимый запах, отравляющий жизнь близлежащих селений, стойбища бомжей, сортирующих мусор, полчища грызунов, стаи птиц и т. п. и т. д. В то же время органы надзора, несмотря на очевидные нарушения, не в состоянии остановить поток мусоровозов, а как же?! – ведь тогда все отходы будут бесконтрольно разбрасываться по округе!

Мы так и будем ходить в заложниках у гниющих свалок, пока не разорвем этот порочный круг. Пока не поймем, что это выгодно, например, всем жителям Югры, которые дышат испарениями и дымом свалок, пьют воду со следами свалочных фильтратов, регулярно летают самолетами, рискующими захватить двигателями птиц и потерпеть крушение.

Неужели нужно сначала опозориться перед всем миром, как это было в случае с одной из крупнейших свалок России – петербургской «Волхонкой», чтобы, наконец, принять нужное решение? Еще в 2010 году аэропорт Санкт-Петербурга требовал закрытия «Волхонки», а Северо-Западная транспортная прокуратура ежегодно фиксировала десятки (!) случаев столкновений воздушных судов с птицами. В 2012 году Международная организация гражданской авиации (ICAO) опубликовала доклад, где основным источником опасности была признана та же «Волхонка»! В 2013 году Росавиация ставила «в пример» эту свалку, сообщая, что в России более 14% случаев столкновений воздушных судов с птицами происходит в Санкт-Петербурге и по ее вине. В конце концов, «Волхонку» в 2013 году закрыл суд, но она все равно продолжала работать! Петербургские СМИ, кстати, в то время задавали вопрос не «Кому выгодно закрытие свалки?», а «Кому выгодна ее работа?». Однако всего этого тогда было недостаточно и потребовался скандал не межгосударственном уровне, когда в 2014 году самолеты гостей Петербургского экономического форума не смогли приземлиться из-за задымления, вызванного пожаром на «Волхонке». Нужно ли нам ждать подобного прецедента в Сургуте?

Это выгодно и транспортной прокуратуре, в зоне ответственности которой находится объект, деятельность которого прямо противоречит действующему законодательству. Лишившись такого «подопечного», прокуроры вздохнут с великим облегчением, избавив себя от этого висящего на стене ружья, которое при вольной трактовке закона неминуемо выстрелит.

Это выгодно и природоохранной прокуратуре, которая сегодня не видит нарушений в работе «Природы», не видит ее «вклада» в качество окружающей природной среды. Такая позиция для нас не новость: в Ленинградской области, например, тоже прокуроры долго не замечали отравы, стекающей с полного аналога полигона «СКЦ Природа» – полигона «Северная Самарка». Затем вдруг заметили и озадачились перспективой уголовного дела, что, впрочем, впоследствии закончилось ничем, но еще, как говорится, не вечер. Это должно быть выгодно природоохранной прокуратуре, ибо сохранение экологического благополучия региона – это, ведь, ее основная задача, не правда ли?

Это выгодно муниципальным чиновникам, которые, оказывается, уже лет пять как знают, что их полигон не законен и открыто это признают. Чиновникам, которые еще в 2012 году получили от ОАО «Аэропорт Сургут» требования устранить нарушения, но до сих пор ничего не ответили! Этих лет им, оказывается, не хватило, чтобы от осознания проблемы приступить к ее практическому решению. Зато у них нашлось время, чтобы выяснить, в каких регионах должен осуществлять свою деятельность «Зеленый Фронт», и что Югры, к их счастью, там не оказалось. По их логике, вероятно, если «зеленые» уберутся в регионы регистрации, то с ними исчезнут и проблемы незаконности полигона. Но это должно быть выгодно чиновникам, которым надлежит следовать нормам законодательства РФ, не правда ли?

Это выгодно общественным организациям ХМАО, особенно некоторым из них, стеной стоящим на защите не только природоохранного законодательства, но и «стабильности экологической ситуации», и готовыми принять «все необходимые меры» для наказания виновников «дестабилизации». Возвращение «Природы» в правовое русло поможет общественникам более точно определить свои координаты в системе «власть-бизнес-общество» и, соответственно, сфокусироваться на приоритетах общественной природоохранной деятельности. Выполнение требований законодателя, хотя и сужает поле их активности, но должно быть выгодно общественным организациям, не правда ли?

Это выгодно потенциальным инвесторам отрасли, которые не могут вкладывать деньги в современные мусороперерабатывающие комплексы, потому как никогда не вернут ни копейки инвестиций, пока рядом есть такого рода «конкуренты», опекаемые местной властью. Пока жители стран, однозначно решивших, стоит ли выполнять законы или можно на них наплевать, на своих «свалках» принимают экскурсии, мы продолжаем рассуждать о «каких-то 300 метрах», которые не дают покоя добропорядочному «полигону». Следование законодательству всех участников рынка крайне выгодно и тем, кто готов вкладывать средства в инновационные отраслевые объекты, и тем, кто готов включать эти объекты в свои экскурсионные программы.

И снова: это выгодно жителям регионов, которых пугают ростом тарифов в случае закрытия этой милой, почти законной свалки. Мы должны, наконец, понять, что безудержная экономия на тарифе на вывоз мусора приведет к росту расходов на лечение и нас самих, и наших детей. Пока нам все равно, где разгрузится мусоровоз, чиновникам будет тем более все равно, лишь бы он сделал это тихо и незаметно для общественников, зарегистрированных в других регионах.