Больше половины прогулочных пароходов и катеров в Тюмени незаконно катают туристов по Туре. А сами любители речных прогулок даже не подозревают, как рискуют.

Тура не судоходна и на реке нет навигации. Однако это не мешает речным «круизам», самим туристам, надзорным органам и, конечно же, владельцам в зарабатывании денег. Власти предпочитают наблюдать за ситуацией со стороны.

132669_Turisticheskie_suda_na_Ture_Tyumeny_progulka_po_reche_rechnoy_transport_2000.1333.0.0

Тюменцев, гуляющих на Набережной, уже давно смущают проплывающие мимо катерочки, на борту которых сидят дети, свесив ноги. Беспокоятся и родители школьников, чьих детей катали на плоту, зацепив его тросом за борт катера. Людей возмущает вопиющее и явное нарушение техники безопасности. Но все оказалось гораздо сложнее. Маломерные суда, радующие взгляд горожан и гостей города, не могут возить туристов — хотя бы потому, что не имеют лицензии.

«Маломерные суда осуществляют свою деятельность незаконно и нелегально. Мы с этим столкнулись еще три года назад. Те суда, которые отправляются из-под моста Влюбленных, работают неофициально», — уточняет начальник отдела развития туризма департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства правительства Тюменской области Ирина Грязнова.

В ходе разговора выясняется, что на реке нет навигации и Тура не судоходна. Реки области находятся в ведении федеральных органов власти, оснащать их навигацией необходимо за счет федерального бюджета, из которого деньги на это не выделены. При этом система навигации на реке обязательна: она обеспечивает безопасное движение судов, указывая мели, омуты, оповещая о глубине или ширине судового хода, пишет Ura.ru.

«Да, не судоходна, — подтверждает директор ООО „Тюмень-траст“ Евгения Бурилова. — Что делать? Все ходят — и мы ходим».

«Тюмень-траст» принадлежат пароходы «Тюмень» и «Тюмень 2». Маломерными судами «Викинг», «Адмирал» владеют одноименные фирмы, в чьих учредителях, согласно данным программы «Контур-Фокус», обозначен Андрей Невзоров. Все фирмы имеют один адрес. Но связаться с Невзоровым не удалось. Единственный работающий телефон — тот, который указан в рекламе. Сотрудники наотрез отказываются разговаривать или пригласить руководство к телефону. На вопрос о лицензии отвечают вопросом: «Кто вам это сказал?» Правда, потом обещают перезвонить, но никто не перезванивает.

Обнаружить какую-либо разрешительную документацию — лицензию или пассажирское свидетельство — на сайте, рекламирующем «Викинг» и другие малые суда, не удается.

Евгения Бурилова документы готова предоставить, а пустоту на своем сайте объясняет тем, что раздел находится в работе: общество получило много новых документов на различные виды деятельности и услуги. Она подчеркивает, что пароходы «Тюмень» и «Тюмень 2» выставляют навигацию самостоятельно. Начальник отдела развития туризма департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства правительства Тюменской области Ирина Грязнова позже подтверждает этот факт и поясняет, что маломерные суда могут плавать без навигации, Однако в любом случае на Туре отсутствует порт, от которого туристы обязаны отправляться непосредственно в путешествие. «У нас в принципе организовывать турпоездки на реке нельзя», — отмечает Ирина Грязнова.

На вопрос, почему вся эта индустрия существует, начальник отдела развития туризма отвечает: «Это надо спрашивать у надзорных органов. У нас нет таких функций, — с сожалением говорит Ирина Грязнова. — Если бы они были, под наш взгляд попали бы сразу все корабли, которые у нас плавают — маломерные и так далее».

По словам начальника отдела государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ (ГИМС), главного госинспектора Тюменской области Сергея Каплина, изменить ситуацию ведомство не может. «Это прогулочные суда. У них в документах как написано? Правильно, „в некоммерческих целях“. Они осуществляют свою деятельность в некоммерческих целях. Конечно, мы их проверяем. Если они берут на борт больше человек, чем положено, то мы можем их наказать. Мы в этом году уже два протокола составили, даже больше уже, наверное. Но мы же постоянно их не проверяем, у нас и другие задачи есть».

Разрешенная пассажировместимость — 12 человек. По словам Каплина, в этом году они штрафовали маломерные суда за 16 человек на борту. Меж тем в рекламных статьях, которые можно найти в СМИ Тюмени, компания-владелец зазывает горожан на борт компаниями отнюдь не в количестве 12 человек. «Что касается вместимости теплохода, человек 15-20 будет в самый раз, если наберется больше, будет тесновато», — замечает автор одной из статей. Тут же указаны расценки на «некоммерческую деятельность»: взрослым — от 300 рублей, детям — от 200 рублей, для компании «без посторонних» час — 2000 рублей.

Штрафы, которые выписывает ГИМС, вполне сопоставимы с расценками. Первый раз — предупреждение, второй — 500 рублей, третий — 1000 рублей. То, что суда активно рекламируются, не только в Тюмени, но и в соседних городах УрФО, предоставляют услуги и активно зазывают пассажиров, остается за гранью ГИМС. В бумагах же написано: «некоммерческая деятельность».

На вопрос, кто будет отвечать, если при такой прогулке погибнут люди, Сергей Каплин отвечает: «Судоводитель». На уточнение — судоводитель или судовладелец — поправляется: «Судовладелец». Вечно штрафовать «маломерки» он не планирует: «В следующий раз, — обещает, — передадим в Управление на транспорте МВД РФ».

Пресс-секретарь УТ МВД России по УРФО Елена Епимахова говорит, что если значимую информацию о нарушении правил перевозки кто-либо передаст в полицию, то ведомство проведет проверку. Одна такая проверка уже прошла в начале июня. В результате на владельца маломерных судов было заведено уголовное дело.