«Волонтерам ход закрыт», — так встречают добровольцев в районе поисков сургутского вертолета-призрака профессиональные спасатели.

Ми-8 авиакомпании «ЮТэйр — вертолетные услуги», напомним, пропал при подлете к Сургуту в ночь на 3 июля: он возвращался из Нижневартовска, куда срочно доставил на лечение двухлетнюю девочку. В обратный путь отправились пять человек: три члена экипажа и двое врачей. В Сургутском районе машина перестала выходить на связь.

47060

На поиски вертолета, которые были осложнены и не самой располагающей погодой, и разлившейся рекой, выдвинулись спасательные группы: сотрудники окружного управления МЧС (включая водолазов), водная полиция и даже специалисты Уральского поисково-спасательного отряда, прибывшие из Екатеринбурга.

Главным образом, ищут тела пострадавших в авиакатастрофе: по состоянию на 22 июля были найдены трое — второй пилот Даулят Сулкарнаев, реаниматолог Илья Шевелев и первый пилот Игорь Павлюк. Судьба бортмеханика Вячеслава Цыбаня и фельдшера Павла Михайлова остается невыясненной.

Предполагалось, что вместе с профессиональными спасателями должны действовать и добровольцы: в соцсети «ВКонтакте» создали сообщество, в котором обсуждались последние новости и собирались средства на нужды волонтеров. Между тем, профессионалы удивили корреспондента «Нового Города» своим отношением к ним.

Оказалось, что стремление помочь у спасателей вызывает по большей части раздражение:

«У них нет оборудования: некоторые просят плавсредства, которые, естественно, никто им не предоставит, потому что в этом случае за них придется нести ответственность». Уральские специалисты также говорят, что добровольцы подвергают себя опасности, поскольку не проходили никаких подготовительных мероприятий и не изучали технику безопасности. «Нам ведь нужно быть начеку и следить за тем, чтобы еще и с ними самими ничего не случилось», — говорит один из сотрудников отряда. Масла подлили в огонь и некоторые журналисты, которые, прибыв в составе волонтерской бригады, сняли момент подъема одного из тел и выложили запись в интернет. «Таких съемок у нас предостаточно, мы делаем их для отчетов и для использования при расследовании. Совершенно точно можно сказать, что подобные кадры не предназначены для публикации», — подчеркивают спасатели.

Проблем у них хватает и без волонтеров. Один из самых «надежных» поставщиков трудностей — конечно, высокая вода, которая затрудняет поиски и тел, и фюзеляжа. Из-за нее, к слову, однажды чуть не вышел конфуз: в одном из районов реки эхолоты зафиксировали нахождение на дне некоего объекта. В условиях нулевой видимости водолазы обследовали его на ощупь и передали: похоже, это вертолет.

Однако перед тем, как вызвать на место технику для подъема обломков, спасатели обратились к специалистам подводно-технической фирмы «Возрождение». Те, обследуя дно, составили его 3D-модель, которая показала, что обнаруженный объект на самом деле — не что иное, как неровности дна в сочетании с утопленными бревнами: по стечению обстоятельств эта комбинация действительно напоминает очертания вертолета. Подтверждая данные приборов, на место вновь спустились водолазы «Возрождения» — на этот раз с осветительными приборами.

«Чтобы разрешить сомнения, аквалангист построгал «хвостовую часть вертолета», — рассказывают участники поисковой экспедиции. — Это действительно оказалось дерево». За первые несколько дней было обнаружено масса мелких обломков Из более-менее значительных находок — лишь топливный бак и часть шасси.

В приоритете, впрочем, люди: на их поиски ориентированы силы как специалистов МЧС, так и сотрудников Сургутского линейного отдела МВД России на транспорте. Ежедневно они на катерах и маломерных суднах обследуют территорию предполагаемой катастрофы, постепенно увеличивая ее: проблем подкидывает течение, которое может унести трупы максимально далеко. Задержать их могут подтопленные кустарники и деревья, которых в районе предостаточно.

Их приходится проверять регулярно: пройдясь по ним однажды, нельзя дать гарантию, что назавтра там не обнаружится выплывшее тело.

Кстати, трех найденных пассажиров вертолета поднимали с поверхности уральцы, несмотря на присутствие местных спасателей. Гости объясняют это недостаточным опытом сургутян (отметим, что в силу климатических особенностей, в летний период в Югре действительно меньше утопленников, чем в регионах, которые находятся южнее). В окружном управлении МЧС корреспонденту «НГ» слова о неучастии местных спасателей в непосредственном подъеме трупов не подтвердили, но и не опровергли, отметив, что в экстремальных условиях специалисты не делят обязанности, а должны действовать слаженно. «В сургутской группе работают «тяжелые» водолазы — специалисты с оборудованием, которое не сносит течением, они принимают участие в поисках наряду со специалистами уральской группы. Хотя в данных условиях вообще никто не делит обязанности — работают все вместе», — сказали в пресс-центре ГУ МЧС России по Югре.

Тем не менее, отметим то, что в начале этой неделе нести вахту на месте предполагаемой трагедии остались только приезжие специалисты: местные спасатели, как сказал нам начальник управления ГО и ЧС Рашит Абраров, ушли на передышку.

Также с места снялись и подводники «Возрождения». Ими был обследован большой участок дна Оби в районе Локосово: однако фюзеляж вертолета пока что не был обнаружен.

Вероятно, придется ждать схода воды, благо, что этот процесс набирает обороты.

Участники экспедиции возлагают на него скромные надежды: возможно, уход паводка вынесет наконец на поверхность тела двух человек. «Сейчас самое главное — найти всех, кто был на борту Ми-8», — говорят в водной полиции. Все остальное — частности.