Но это последнее путешествие – с аэродрома до музея ямальской авиации – далось нелегко и самолету, и сопровождавшим его людям.
Транспортировка самолёта началась в Салехарде в ночь на 30 августа. Для этого Ту-134, списанный ещё в 2011 году и с тех пор пребывающий на аэродроме, специально облегчили: сняли все, что можно было снять – двигатели, кресла… В итоге самолет стал легче на 7 тонн, но всё равно остался внушительным – порядка 24,5 тонн. Чтобы перегнать самолёт на вечный прикол, необходимо было перекрыть дорогу, поэтому для операции выбрали ночь.
Начали в полночь. Долго устанавливали противовесы для крана, чтобы не перевернулся. Стрела покрутилась над корпусом, затем крюком зацепили цепь, одетую, как шлейка, на крылатую машину. Миг – и самолет закачался от носа к хвосту. Ровно час ночи. И вот самый потрясающий момент. Ту-134 поднимают над забором. Становится видно, что под живот его держат люди. “Выше, выше!” – команда. Шасси повисают над колючей проволокой. Еще немного – и он над дорогой.
Затем самолет двинулся в последнему пункту назначения в сопровождении целого кортежа. И хотя проехать крылатому великану нужно было лишь несколько сотен метров, путь занял почти пять часов. К четырем утра Ту-134 продвинулся всего метров на сто – и зацепился хвостом за провода; пришлось поднять люльку, чтобы отцепить его. По пути следования самолета спилили один столб и убрали несколько дорожных знаков, но всё равно в какой-то момент машине пришлось ехать по земле, чтобы не повредить крыльями окрестности.
Наконец, в 5:30 утра, самолет в последний раз поднимается в воздух, чтобы приземлиться уже окончательно. Теперь Ту-134 составит компанию на салехардской аллее авиации другим самолетам, принимавшим участие в освоении крайнего севера. В частности, в коллекции музея уже имеются Ан-2 на лыжах и много различных Ми.
Фото: Данил Колосов