Вступление в силу 1 октября этого года поправок в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» породило настающую волну интереса к этой проблеме не только среди экспертных сообществ, но и в самом обществе и в СМИ. Рассуждения на эту тему не прекращаются до сих пор, но в основном находятся в оценочной плоскости – плох закон или хорош, удобен он людям или нет, чьи интересы будут защищены и т.д.

В этих вопросах уже наблюдается определенная ясность. Большинство экспертов единодушны в том, что, несмотря на то, что более 12 лет, в течение которых шла разработка нормативно правового акта (напомню, что возможность банкротства физических лиц была впервые предусмотрена в редакции 2002 г.) его положения все еще достаточно сырые, существует много неточностей, которые требуют разъяснений. Это подтверждает, в том числе тот факт, что Верховный суд РФ выпустил разъяснения применения закона практически одновременно с его вступлением в силу. Экспертов и правозащитников, прежде всего, волнует вопрос защиты интересов граждан при прохождении ими процедуры банкротства.

Не совсем логичной выглядит обязанность гражданина самому оплачивать свое банкротство. Тем более, что реальная стоимость этого процесса по оценкам экспертов превышает закрепленную в законе цену в разы. Не совсем понятно, чем новый закон улучшает положение заемщика по сравнению с уже существующими нормами исполнительного производства отработанными многолетней практикой. Также непонятна мотивация кредиторов, которые пытаясь обанкротить физическое лицо, что бы вернуть долг могут потерять гораздо больше средств на оплату этого процесса и мотивация финансовых управляющих, для которых участие в делах по банкротству граждан за указанную в законе сумму в 10 000 руб., экономически нецелесообразно.

В рамках экспертной работы Тюменского регионального отделения Общероссийской общественной организацией «ФинПотребСоюз», а также на проведенном в конце августа совместно с Комиссией по правозащитной деятельности Общественной палаты Тюменской области общественном обсуждении, вступающих в силу поправок мы отмечали эти и другие позиции по отношению, к которым требуются как минимум разъяснения, а как максимум серьезная доработка.

Но в настоящий момент важнее другое, безусловно, положительной вехой для российской кредитно–финансовой системы является сам факт принятия поправок в федеральное законодательство и появление у физического лица самой возможности начать жизнь с чистого листа, путем списания своих долгов.

В данном случае очень точной является метафора, которую в телевизионном дискурсе высказал заместитель председателя Арбитражного суда Тюменской области Эдуард Ли. Он подчеркнул, что банкротство физического лица можно сравнить с хирургическим вмешательством в медицине. Как правило, это крайний, потенциально опасный вариант, который применяется только в тех случаях, когда иных способов для спасения жизни больного нет. Процесс банкротства это скальпель, который в руках специалиста может стать орудием спасения, в руках человека несведущего – опасной игрушкой, а в руках преступника – орудием убийства.

Я полностью разделяю позицию, представленную в метафоре и глубоко убежден, что в настоящий момент обсуждение закона о банкротстве физических лиц должно проходить не в оценочной, а в практической плоскости.

Поправки уже вступили в силу и вряд ли будут изменены в ближайшее время, поэтому работать юристам, арбитражным управляющим, судьям и простым гражданам придётся с ним.

Социологический опрос, проведенный в сентябре 2015 г. силами Тюменского «ФинПотребСоюза» показал очень высокую заинтересованность граждан в новом законе. 71 % респондентов подтвердили, что они знают о появившейся возможности банкротства физического лица, 53 % опрошенных отметили, что среди их знакомых, друзей и родственников есть люди, которые в силу финансовой ситуации, могли бы воспользоваться процедурой банкротства. Это очень высокий показатель.

Эти данные подчеркивают значимость практической работы государственных и негосударственных организаций, направленной на реализацию права граждан на информацию и на повышение правовой и финансовой грамотности населения в вопросе банкротства физических лиц.

В качестве адекватного инструмента решения этих задач, представляется логичным предложить разработку и внедрение комплексной просветительской программы, целью которой, станет обеспечение заинтересованных граждан знаниями, умениями и навыками правоприменения вступивших в силу 01 октября 2015 года поправок к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Экспертное обсуждение результатов мониторинга позволило определить «выходные» параметры, которые должны быть достигнуты слушателями после прохождения такой программы.

Гражданин должен знать:
1) Определенные законом условия, при которых можно начинать процедуру банкротства;
2) Возможности и последствия применения процедуры;
3) Порядок и концептуальный алгоритм действий, осуществляемых при банкротстве, как должником, так и другими сторонами этого процесса – кредиторами, судом, финансовым управляющим;
4) Государственные и негосударственные органы и учреждения, которые согласно закону участвуют в процедуре банкротства, а также могут оказать гражданину поддержку.

Гражданин должен уметь:
1) Определять, подпадает ли ситуация физического лица под действие ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
2) Осуществлять подготовку пакета документов необходимых для подачи заявления;
3) Оценивать правомерность действий сторон, участвующих в процессе банкротства физического лица;
4) Юридически правильно вести себя на всех этапах процедуры банкротства.

Очевидно, что для реализации такого сложного комплекса задач, программа действий должна включать в себя целый ряд элементов и этапов:
1) Максимально широкое распространение среди заинтересованных граждан минимально необходимого объема информации для адекватного восприятия условий, порядка и последствий процедуры банкротства;
2) Обучение граждан, которые приняли решение о своем банкротстве, набору умений и навыков, перечисленных ранее;
3) Создание системы контрольной проверки полученных в результате обучения знаний.

Что касается форм реализации указанных этапов, то можно предложить следующие варианты. Задачи информирования граждан можно решить с помощью издания и выпуска в печатном и электронном виде информационного пособия, которое в форме вопросов и ответов, раскрывало бы проблемы, с которыми гражданин сталкивается, проходя процедуру банкротства.

Распространение данного пособия может быть эффективным, в случае участия в этом процессе государственных и негосударственных организаций не только в столице Тюменской области, но и в других муниципальных образованиях.

Практика работы ТРО ОООП «ФинПотребСоюз» и Комиссии по правозащитной деятельности Общественной палаты Тюменской области показывает, что эти структуры обладают достаточным экспертным потенциалом для организации постоянной системы мероприятий по обучению граждан практике применения процедуры банкротства.

На базе, действующей с 2011 г. общественной приёмной этих организаций, можно создать обучающий и тренинговый центр, где заинтересованные граждане, могли бы поучаствовать в мероприятиях, как лекционной формы, так и в деловых играх и тренингах по теме банкротства физического лица.

Поскольку уже сегодня тысячи россиян обратились в суды с заявлением о банкротстве, не имея достаточных правовых знаний в этом вопросе, а десятки тысяч готовы подать заявление в самое ближайшее время, можно говорить об очень высоком уровне актуальности решения проблемы информирования и обучения жителей Тюменской области правоприменению, вступивших в силу изменений в законодательстве.

Программа, изложенная выше, может быть разработана и подготовлена к реализации в самое ближайшее время, но для обеспечения ее эффективности необходимо налаживание диалога с органами государственной власти и СМИ в целях ее информационной и ресурсной поддержки.

Эффект диалога общественных и государственных институтов по проблеме банкротства физических лиц будет гораздо выше, если его оценочный характер будет трансформирован в совместную практическую работу на пользу граждан.