При Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) прошло общественно-профессиональное обсуждение перспективной модели ЕГЭ по литературе и устной части ГИА-9 по русскому языку.

Решение о создании перспективной модели ЕГЭ по литературе было принято в 2015 году. В 2016 году такая модель была разработана и апробирована в 13 субъектах РФ. Ее в целом поддержали 94% учителей.

i

Изменения в ЕГЭ по литературе призваны улучшить содержательные и структурные параметры: на смену заданиям с кратким ответом пришли задачи, требующие развернутых ответов, повысились требования к объёму сочинения, усовершенствовали критерии оценки результатов.

Обсуждение модели продолжалось на протяжении 2016 года, а в 2017-ом перспективная модель ЕГЭ по литературе была доработана и размещена на сайте ФИПИ для второго этапа общественно-профессионального обсуждения.

Предварительные итоги показали, что большинство специалистов поддержали предлагаемые изменения и отметили значительные преимущества, 99% участников высказались за их внедрение. Из 23 регионов поступили отзывы.

Сейчас идет новая апробация перспективной модели ЕГЭ по литературе в 44 регионах России, решивших в ней поучаствовать. В мае апробация будет завершена и специалисты ФИПИ подведут ее итоги. При положительных результатах предполагается, что перспективная модель ЕГЭ по литературе будет введена в 2018 году.

В августе на сайте ФИПИ опубликуют проекты документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2018 года. С августа по октябрь пройдет широкое обсуждение проектов и будет принято окончательное решение о переходе на новую экзаменационную модель.

Напомним, что нынешней весной проводилось общественно-профессиональное обсуждение раздела «Говорение» в государственной итоговой аттестации по русскому языку и образцов контрольных измерительных материалов (КИМ) для проверки устной речи девятиклассников.

Специалисты разработали образцы КИМ для двух возможных организационных форм устной части ГИА по русскому языку. В первом варианте часть “Говорение” проводится с помощью компьютера и специального программного обеспечения: учащийся получает задания, на которые дает устные ответы, они записываются и направляются экспертам для проверки (аналогично устной части ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам). Во втором варианте часть “Говорение” проходит в формате беседы школьника с членами экзаменационной комиссии; при этом в аудитории присутствует независимый эксперт, который оценивает качество устной речи экзаменуемого.

Пилотная апробация устного экзамена по русскому языку прошла минувшей осенью в Московской области, Татарстане и Чеченской Республике. В ходе общественно-профессионального обсуждения поступили официальные экспертные заключения от 17 субъектов и более 20 отзывов общественности.

На основе полученных заключений и предложений задания будут доработаны. Осенью 2017 года планируется в регионах пройдёт новая широкомасштабная апробация модели устной части ГИА по русскому языку.