В 2018 году регион взял курс на активное развитие туризма, внедряя в отрасль современные тренды и используя все преимущества территории для создания качественных туристических продуктов. Тюменская область была включена в пилотный проект Министерства культуры Российской Федерации по субсидированию туроператоров и региональные туроператоры получили соответствующие субсидии. Появились новые предложения, уникальные бренды и проекты.
Традиционно востребованным является событийный туризм в Тюменской области. Туристов из других городов, регионов и стран привлекают масштабные мероприятия: фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле» в селе Абалак, фестиваль уличных театров «Сны улиц» в Тюмени, фестиваль «Лето в Тобольском Кремле» в Тобольске. Кроме того, в июне 2018 года в Тобольске прошел IV Фестиваль малых городов России, участие в котором приняли 25 тыс. человек.
В апреле 2018 года в духовной столице Сибири открылся ключевой объект «Императорского маршрута» — Музей Семьи Императора Николая II. Он расположился в генерал-губернаторском доме, где семья императора Николая II жила почти девять месяцев. С момента открытия по 30 декабря 2018 года его посетили 26 тыс. 290 человек, проведено 1139 экскурсий. А в мае по экскурсионной программе «Императорского маршрута» уже поехали первые туристические группы. Отметим, Тюменская область является координатором проекта «императорский маршрут», участие в котором принимают 14 регионов России. Туристы из других стран и регионов приезжают в Тюмень, чтобы отправиться по следам царской семьи.
Летом составе пригородного поезда «Тюмень – Тобольск» появились брендированные вагоны: четыре единицы подвижного состава оформлены в соответствии с брендом крупнейшего туристического проекта «Императорский маршрут», два вагона – в стиле проекта «VisitTyumen».
Были открыты галереи сувениров «Легенды Сибири» – совместный проект ГАУ ТО «Агентство туризма и продвижения Тюменской области» и мастеров, объединившихся под брендом тюменской компании «Легенды Сибири».
Для развития туристской инфраструктуры в 2018 году было установлено 145 знаков туристской навигации на территории муниципальных образований Тюменской области.
Тюменская область приняла участие в международных туристских выставках и форумах. Регион презентовал свои возможности на 40-й Международной выставке «Sajam Turizma» в Белграде, «Интурмаркет — 2018» в Москва, «Охота и рыболовство -2018» в Санкт-Петербурге, «ЛЕТО — 2018» и «Большой Урал» в Екатеринбурге, «Отдых — 2018» в Москве, «Открытый Крым» в Ялте, «Первая китайская международной выставка импортных товаров (CIIE – 2018)» в Шанхае, «Новые подходы и тенденции в развитии туризма Казахстана и России» в Петропавловске, а также принял участие в VII Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, в 2018 году были проведены экспертные туры и информационные туры в рамках реализации национального туристического проекта «Императорский маршрут», проекта «Вагон знаний», а также информационные туры для представителей охотничьего туризма, представителей туротрасли республики Казахстан, туроператоров и турагентств России. Всего было организовано семь информационных туров, в которых приняли участие около 200 человек со всех регионов России.
Одно из перспективных и востребованных направлений туристической отрасли в Тюменской области – медицинский туризм. В 2015 году стартовал проект «Медицинский город», объединяющий крупнейшие многопрофильные клиники региона. На сегодняшний день в регионе действует 18 санаториев и 56 баз отдыха. «У нас есть прекрасные центры высокотехнологичной медицины, куда уже сейчас приезжают пациенты из разных регионов России и других стран. Термальные источники, полезная минеральная вода и грязи, некоторые из которых входят в список ЮНЕСКО – природное достояние и визитная карточка Тюменской области», – отметил губернатор Тюменской области Александр Моор.
Кроме того, набирает популярность охотничий туризм. Уже более пяти охотничьих угодий готовы принять туристов, среди них угодья Тюменского, Ишимского, Казанского, Сладковского, Упоровского, Голышмановского муниципальных районов. Охота ведется на кабана, косулю, медведя, зайца и других зверей. Сформированы туры по трофейной охоте с полным сопровождением. В регионе решен вопрос по вывозу трофеев, т.к. это пользуется спросом у иностранных туристов.
В 2018 году Тюменскую область посетили туристы из-за рубежа: Франции, Германии, Сербии, Канады, а также гости из разных уголков России: Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Томска, Кургана, Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов.
На протяжении всего года велась работа по продвижению туристских услуг в Тюменской области. По итогам года было зафиксировано 282 тыс. посещений туристического портала «VisitTyumen», 6 тыс. скачиваний одноименного мобильного приложения, создано 28 видеороликов и более тысячи фотографий, 53 тыс. подписчика в социальных сетях, а также более тысячи упоминаний в СМИ.
Помимо этого, ГАУ ТО «Агентство туризма и продвижения Тюменской области» совместно с Департаментом потребительского рынка и туризма Тюменской области находятся в постоянном диалоге с туристской отраслью региона. На протяжении года проходили различные рабочие совещания и встречи, круглые столы и конференции, а также обучение предприятий туристкой индустрии.
Объем туристского потока в Тюменской области устойчиво растет. За последние пять лет количество туристов выросло на 24%, экскурсантов – в 2,6 раза, почти в 3 раза увеличилось количество объектов размещения, номерной фонд вырос в 1,6 раза. Постоянно развивается инфраструктурная основа для приема туристов. Тюменская область впервые вошла в «золотую двадцатку» лидеров национального туристического рейтинга по итогам 2018 года и заняла седьмое место среди регионов с высокими темпами развития туризма по данным рейтинга Министерства культуры РФ.
Приложение VisitTyumen доступно для скачивания:
iOS bit.ly/VisitTyumen_appStore
Android bit.ly/visitTyumen_GooglePlay
Туристско-информационный центр Тюменской области – ГАУ ТО “Агентство туризма и продвижения Тюменской области” начал свою работу в 2017 году. Основными направлениями деятельности агентства являются консультационная и информационная функция, продвижение туристского потенциала региона, повышение узнаваемости Тюменской области за пределами региона. Руководитель – Мария Сергеевна Трофимова.