Не так давно, 8-12 марта, у нас в Тюмени проходил X Чемпионат Мира по зимнему плаванию. Сказать, что событие широко освещалось, не могу. Кое-какая информация в СМИ появилась уже ближе к закрытию, о том, что надо идти «болеть за наших», я лично узнала от самих наших.

Наверное, организаторы подумали: меньше шумихи – меньше народа – не так будет заметно, что организации никакой, а все деньги, как всегда, украли. Логично: деньги воровать лучше без свидетелей. Опыт в воровстве у организаторов (правительство Тюменской области, партия «Единая Россия», областная Дума), конечно, есть. Но заметно всё равно было. Косяки начались с самого начала.

1

У моего мужа много друзей, хороших и разных. Недавно зашел к нам вечерком на чай еще один друг. Чемпион Вселенной по зимнему плаванию. Титулов и разных наград у него, наверное, много, я в них не разбираюсь, поэтому упростила. Пусть будет Чемпион Вселенной (по крайне мере моей), других я не знаю. А зовут его Серега. Я, конечно, сразу с расспросами дурацкими «А че? А как? Неужто, совсем не холодно?». Получилось у нас небольшое интервью…

– Начнем уже с того, что для открытия чемпионата был выбран зал Филармонии, и на заявившихся на чемпионат спортсменов (более 1200 человек) было выделено 800 билетов. Мне билета не хватило, хотя потом парни рассказывали, что в зале были свободные места. То есть билеты раздавали без счета пачками всем, кто успел, а кто не успел хапнуть – тем велели идти прочь.

- Почему столько участников? Больше 1000 человек. Плыть мог любой? Вот я бы заявилась и меня бы взяли? Или какие-то отборочные соревнования все же были?

– Плыть мог любой, главное – заплатить взнос. Пловцов должно было быть больше, многих испугали цены. О ценах было известно за год, они были выставлены в евро, и, когда пошёл этот сильный рост, курс зафиксировали на уровне 80 рублей. Так получилось от 2 до 10 тысяч за дистанцию. Если спортсмен реально нацелен на результат, а не так разок окунуться – себя показать, то ему нужно заявиться на несколько дистанций, а это 20-30 тысяч минимум. Еще меня в этих соревнованиях удивило, что вообще все было за свой счет: дорога, проживание, официальные мероприятия, на которые приглашали – за все плати.

- Вот так я прикинула, если тысяча человек, заявится на одну самую дешёвую дистанцию это уже 2 млн получается. Ну, наверное, на эти деньги были созданы хорошие условия для спортсменов.

– Организация на спортивном объекте не выдерживает никакой критики.

2

Бассейн. Бассейн нестандартный. Мне не дали его протестировать. На моей коронной 25-метровой дистанции важна каждая доля секунды. А тут даже гудка нормального нет, музыка играет, зрители шумят, был гудок, не было – ни фига не понятно, вот соседи поплыли – значит, все-таки, был гудок. Вот уже мои полсекунды пропали.

Лестница занимает большую часть ширины дорожки, задеть рукой бортик надо там, где нет лестницы. Если задел с другой стороны, время не останавливают. Ну, возьмите вы и сделайте их откидными, оставьте человеку место для плавания, как это положено делать на соревнованиях. Тут же получается, что плыть ты можешь только по половине дорожки. На соревнованиях мирового уровня положено делать электронный финиш – это полностью исключает человеческий фактор, никто не будет говорить, что его засуживают. А тут, похоже, просто дали студентику секундомер, а он уже сам импровизирует, когда ему время останавливать. А, может, он не спал две ночи, и у него реакция заторможена?

Коррупция. К тому же очень подозрительно выглядело, что у всех спортсменов объявляли только страну и номер дорожки, а потом отдельно объявляли, на каких дорожках плывут тюменские спортсмены. Это был сигнал студентам с секундомерами – мол, сейчас не зевайте, жмите энергичнее.

Объясняется это просто: чиновники от спорта получают доплату за достижения «своих» спортсменов, даже если они к ним ни малейшего отношения не имеют. Тюменский областной департамент по спорту проводит соревнования – вот они себе и пытаются на премию заработать.

3

Разделители пластиковые, их ветром сносит, многие о них руки исцарапали. Дело усугублялось тем, что бассейн сделали на реке – то есть фактор течения сильно осложнял жизнь: кому-то течение помогало, а кому-то завихрения потока в лицо било. То есть изначально условия были неравные.

Я раза три поднимал голову, чтоб посмотреть где я, куда меня сносит. Был на рядовых соревнованиях в Долгопрудном, там на глубине 1,5 – 2 метра разметку сделали как в бассейне (сетку со светодиодами натянули) чтоб спортсмен плыл и не отвлекался. Что мешало здесь на сетку хоть ленту белую натянуть. Видно, когда ты к финишу подплываешь. Вот тут на самом деле будет результат пловца. А в Тюмени был результат того бардака, который устроили организаторы.

Чтоб пожаловаться, оспорить результат, нужно 100 евро заплатить. Если жалобу удовлетворяют – дают переплыть. Если посчитают, что ты жалуешься не обоснованно – деньги потерял. Но там такая очередь дикая и путаница с бумажками, что бывает так: дистанцию переплыл, результат улучшил, а время у тебя записано старое. Такое количество спортсменов, а протокол похоже одна девочка вела, бедная.

Отравления. Кто вообще придумал бассейн делать в реке? Река Тура и летом-то чистотой не отличается (я, как тюменец в прошлом, знаю), а зимой – это вообще отрава, потому что подо льдом из-за недостатка кислорода начинает разлагаться органика. А тут еще и бассейн сделали в 100 м. ниже впадения в Туру реки Тюменки, которую в народе зовут «Вонючка» из-за аромата фекалий.

Из-за сильной волны некоторые немножко нахлебались водицы. Этого «немножко» хватило для того, чтобы из-за проблем с желудком участники снимались с заплывов на следующий день.

4

Вот так выглядели информационные стенды на чемпионате мира. Что, трудно было пару табло электронных поставить, как в аэропорту, на вокзале, чтоб видно было кто, когда и где плывет, что поменялось? А то ведь многие просто эти листки срывали и с собой уносили. Прошлый век: кто-то подходит с ручкой, что-то там вычеркивает, дописывает.

- Ну, хоть что-нибудь хорошее в Тюмени запомнилось?

– Ничего! Даже бублика покушать не положили. Люди на лавочках, как бомжи, спали, потому что у них один заплыв утром, другой вечером, и уйти нельзя, вдруг перенесут, а ты и не узнаешь. Выходишь на набережную – шашлык-машлык, все платно, даже каша гречневая. В Москве на разных гуляниях эти кухни полевые с гречкой обычно бесплатные для всех желающих, а тут даже участники соревнований не могли чаю попить.

Антисанитария. После заплыва можно было в баню сходить, в бочку окунуться. Я в бочку не полез. Представь: с утра до вечера, после плавания в Туре, после потения в бане все окунались в эту одну единственную бочку. Там пота уже, наверное, больше, чем воды. Я все выяснял где душ, а ДУША НЕ БЫЛО! В туалете воды набирал в пластиковую бутылку и поливался на улице (потом, правда, доступ в туалет, что под набережной, зачем-то перекрыли), некоторые спортсмены снегом обтирались, чтоб не вонять.

- В заключительный день соревнований команды устраивали настоящее шоу. Я что-то вообще не поняла. Это шло в зачет, или так, развлекуха для зрителя? И почему вам не засчитали номер с черными лебедями? Он же был классный. Файер шоу у вас тоже лучше всех.

5

– С этим шоу вообще все очень странно. Это обязательная часть, команда заявляется, как и на заплывы. Поэтому вообще не понятно было откуда там взялись «Толстые моржи Екатеринбурга», они к чемпионату отношения не имели, они не спортсмены, в заплывах не участвовали, да еще нас обвинили, будто бы мы у них номер украли. Тут система такая: кто первый пожаловался – тот и прав, ничего потом не докажешь. Ну, ты сравни наших лебедей: акробатические номера, смысловая нагрузка, один мой баттерфляй чего стоит, и их невнятное кривляние вокруг проруби. Общего у нас были только костюмы, хотя у нас и костюмы были настоящие, изготовленные на заказ, а они тюль с бабушкиных занавесок намотали на жирный зад – вот и костюм.

В результате они, хоть и не имели права участвовать в соревнованиях, кулуарно купили себе первое место в шоу, и тут же помчались в Москву на шоу «Вечерний Ургант» хвастаться, какие они чемпионы.

А теперь самый главный прикол: какие нам подарки за шоу дали. Внимание: бутылку водки и конфеты. Спортсменам, моржам – водку! Это все равно, если б монашкам фаллоимитаторы подарили. То ли стеб, то ли издевательство.

- А закрытие торжественное для спортсменов было? Ну, банкет, концерт и всеобщее братание?

6

– Это называлось Гала-ужин (странное название). Ужин стоил 1500 рублей. Пришли, смотрим – стоит тарелочка маленькая, на ней вот меньше чем ты мне сейчас положила: три бутербродика, пирожок с картошкой как на вокзале, и водичка «святой источник». Приборов на сервировано как на королевский банкет. Начинают подавать горячее – какую-то рыбу в кляре, не знаю какую, т.к. когда дошли официанты до нашего столика рыба уже кончилась. Зато стояли штук пять баров, но напитки, конечно, за отдельную плату. Все знают как в барах тысячи летят: кофе, фреш, коктейль молочный – и ты уже банкрот. У нас ушло 17-18 тысяч за 10 человек, да мы бы раза в два меньше потратили, посидев своей компанией в нормальном кафе.

- Ну медали-то хоть выкупать не заставили? – пошутила я.

– А чего там выкупать? Шоколадные медальки, которые ты детям покупаешь, серьезнее выглядят. Грамоты на принтере по-быстрому сварганили. Медали памятные были какие-то пластмассовые с наклеенными бумажками. Веселые старты в начальной школе, а не чемпионат мира!

7

Вот так и проболтали до самой ночи. Я всегда думала, что всеобщее раздолбайство пофигизм, жажда наживы и просто тупой непрофессионализм организаторов проявляются только по отношению к зрителю, болельщику, гостю, а, оказывается, по спортсменам это бьет еще сильнее.

В шоколаде у нас, как всегда, только организаторы. Сколько они нарубили бабла – неведомо. Но даже иностранные спортсмены в один голос заявляли: это самые дорогие соревнования из всех, в каких они когда-либо принимали участие. А наших спортсменов покоробило другое: если чемпионат проводится в России, и проводят его за счет бюджета (никто не знает, сколько казенных денег списали), то почему дорогу оплачивали иностранным спортсменам, которые, далеко не бедные, а наши всё вынуждены были делать за свой счет? Напомню, что взносы номинировались в евро и в результате обрушения рубля стали для многих просто неподъемными. И ведь по отчетам эти деньги пройдут по статье «Поддержка отечественного спорта»!