Так уж сложилось, что почти половину августа я был в разъездах, проводя время в кругу той категории граждан, которую принято обозначать тремя волшебными буквами – не теми, о каких подумали многие, а всего лишь латинскими V, I и P. И, должен признаться, их общество – не для каждого…

0

Впрочем, начну с другого. Я не то чтобы часто летаю, но всё-таки периодически в небо поднимаюсь и не устаю удивляться поведению авиапассажиров. И речь вовсе не о тех, что напиваются и устраивают дебоши. И не о тех, кто летают со своими детьми, но, стоит лайнеру оторваться от земли, самоустраняются от ребёнка и позволяют тому доводить сотни ни в чём неповинных граждан своими орами и прочим, дюже донимающим в закрытом пространстве поведением. Нет, всё проще. Мне очень не нравится та невежливость, независимо от возраста и пола пассажиров, что в условиях самолёта очень бросается в глаза.

Вспомните стюардесс. Они неизменно улыбчивы и настолько обходительны, что мне лично порой даже становится неудобно. Понятно – корпоративные стандарты обязывают бортпроводниц чуть ли не лебезить перед каждым пассажиром эконома, не говоря уже о бизнес-классе. Мне кажется, это расхолаживает каждого, кто купил билет. Судя по тому, что я вижу и слышу, статус авиапассажира автоматически отключает элементарную вежливость и лишает возможности сказать «спасибо», не потеряв при этом лица.

Это она, стюардесса, обязана мне улыбаться и рассыпаться в вежливой услужливости. Это я здесь царь и бог, так что не мне благодарить её вежливым «спасибо!» за поданный бутерброд и стакан сока. Да кто она такая, чтобы я сказал ей «спасибо!» за убранный мусор? Поблагодарить за полёт при выходе из салона? Не дождётся! И на этом фоне авиационной невежливости меня всегда радует, когда сквозь гул авиационных турбин из какого-нибудь уголка салона доносится «Спасибо!» в адрес бортпроводника. И случается, увы, это очень нечасто.

Не знаю, так ли это сложно? Мне никогда не было трудно неоднократно сказать «спасибо!», когда подают закуску и напитки, когда проходят, чтобы убрать мусор, когда с тобой прощаются после приземления. Поблагодарить и получить в ответ абсолютно искреннюю улыбку и те же пожелания хорошего дня – это ли не рецепт маленького счастья? Впрочем…

Допустим, я могу понять угрюмых пассажиров эконома, которые могут или завидовать тем, кто в бизнес-классе, или ненавидеть тесные и неудобные кресла, но я никак не могу понять тех, кто не способен на «спасибо» и в других ситуациях.

Довелось мне побывать на гонках не просто на трибуне, а в VIP-ложах, да сразу нескольких. Сами понимаете, туда попадают не просто так – либо любимые клиенты автомобильных брендов «большой немецкой тройки», либо почётные гости и заслуженные деятели, а проще говоря «звёзды». И, что примечательно, последние то ли в силу статуса, то ли в силу нежелания «прославиться» на публике, ведут себя крайне вежливо и обходительно – общаться с ними одно удовольствие да и обслуживающему персоналу они не досаждают, зато «простые» VIP-товарищи… Такое ощущение, что бейдж с тремя латинскими буквами напрочь стирает рамки воспитания и вежливости.

Естественно, ни слова благодарности в адрес официанта или бармена ты не услышишь. Предсказуемо дети таких «випов» будут носиться по всей ложе, путаясь под ногами у остальных гостей, снося со столов бокалы и тарелки и тыча пальцем в выложенные на шведском столе угощения – чёрт, да они могут разнести вообще всё, но ни папа, ни мама на это не отреагируют! Мы же VIP-гости, и дети наши тоже VIP, а потому им дозволено всё. И это ужасно. Но не ужасней, конечно, натуральных побоищ, что устраивают эти явно не бедные люди в борьбе за фирменные сувениры – толкотня, оттоптанные ноги, сорванные глотки в цену бесплатной бейсболки. А то в дело идёт и враньё, чтобы нахаляву отовариться по второму кругу. А как люди, приехавшие на дорогих иномарках, штурмуют девочек-промоутеров в надежде разжиться фирменным флажком или воздушным шариком – на это надо продавать отдельные билеты! Вот те толпы бредущих зомби, что стали уже клише для ужастиков, жалкое подобие идущих на халяву «випов».

При всём при этом простые гости гонки, купившие билеты за свои кровные, ведут себя в общей массе гораздо проще и приличней – на отказ в получении какого-нибудь пустякового сувенира реагируют скромной улыбкой, а не начинают качать права а-ля «А ты знаешь кто я и кто меня сюда пригласил?!»; к гонщикам не пустили за автографом, так скромно постоят в стороне и получат желаемое, но никак не станут кичиться своим статусом. Много ситуаций и примеров, в которых симпатии далеко не на стороне VIP.

Заработать деньги и статус многим удаётся, а вот сохранить при этом элементарную вежливость и умение оставаться человеком – способность не для каждого. Хотите в этом убедиться? Загляните в VIP-зал аэропорта или наведайтесь в VIP-ложу на каком-нибудь массовом мероприятии. Хотя, уже поверьте мне, лучше этого не делать, чтобы просто не терять веру в людей и не удивляться тому, как низко можно пасть, имея тугой кошелёк, но не имея при этом воспитания.