Тюменский филармонический оркестр богат молодыми и талантливыми музыкантами. Один из них – Даниил Бандурка, который является частью оркестра уже четвертый год. За это время Даниил сыграл на одной сцене с десятками известных дирижеров и музыкантов. Но что о ТФО и самой музыке думает оркестрант, как он оказался частью тюменского коллектива и о чем мечтает?
фото из личного архива Даниила Бандурка
фото из личного архива Даниила Бандурка

- Расскажи, пожалуйста, где ты учился, на каком музыкальном инструменте играешь?

– В 2009 году я поступил в Киевскую консерваторию, проучился там 3 года. По семейным обстоятельствам мне пришлось перевестись в свой родной город Донецк, там я уже закончил Донецкую государственную музыкальную академию им. С.С Прокофьева. 4 и 5 курс я закончил в Донецке. Там же работал в эстрадно-духовом оркестре, где и начался мой профессиональный музыкальный путь.

В 2014 году я уехал в Самару и там проработал 3 года в оперном театре. В 2017 году приехал в Тюмень, прошел летом конкурс и в сентябре меня взяли в Тюменский филармонический оркестр. Играю я на валторне.

- До того, как ты приехал сюда проходить конкурс, ты что-то слышал об этом оркестре? Почему именно сюда захотел поехать?

– Я слышал, что оркестр новый, образован был в ноябре 2015 года Евгением Ивановичем Шестаковым. Он долгое время занимался созданием оркестра, и у него это получилось. Мой коллега Александр Казаков был концертмейстером Самарского оперного театра, он уехал в Тюмень в 2015 году. Потом, когда здесь освободилось место в группе валторн, Александр мне сообщил, я подготовился, сыграл конкурс и… меня взяли.

- За время твоей работы в ТФО как поменялось твое мнение об оркестре?

– Оркестр стал более сплочен, профессиональный уровень постоянно растет.

- Как тебя приняли музыканты? Удалось сдружиться с коллегами?

– Я быстро нашел друзей в оркестре. Коллектив очень доброжелательный, все музыканты – профессионалы, отзывчивые, всегда готовы поддержать. Мне очень повезло, что я здесь работаю. А остался я, конечно, благодаря Евгению Ивановичу Шестакову.

- Расскажи о самых ярких для тебя моментах за это время?

– За три года работы здесь мне больше всего запомнились гастроли. У нас уже были гастроли в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Воткинске и Перми. Программа была составлена нашим дирижером очень грамотно. Мы сыграли концерты достойно и на высоком уровне! Оркестр зрителям понравился, все оценили качество игры. Эти гастроли, на мой взгляд, прошли удачно.

- Что думаешь о репертуаре ТФО? Какую музыку чаще всего исполняете?

– Мне очень нравится играть Чайковского и Шостаковича, это мои любимые композиторы. Хотелось бы чаще играть зарубежных, таких как Густав Малер. У него есть симфонии, где нужно 8-9 валторн, у нас, к сожалению, нет столько музыкантов, поэтому мы не можем играть такие произведения.

- Какие форматы концертов тебе больше всего нравятся?

– Мне больше нравится, когда оркестр играет симфонии. Также люблю работать с артистами-чтецами, такие концерты проходят с аншлагом и вызывают большой интерес у публики.

- Возможно, ты хотел бы исполнить определенные произведения или попробовать какой-нибудь новый формат?

– Я мечтаю исполнить Симфонию №5 и Симфонию №9 Малера. Это моя большая мечта, потому что там очень сложная партия у валторн, мне всегда хотелось проверить себя – смогу ли я выдержать? Подготовиться очень хорошо и сыграть.

- Какую музыку ты любишь вне работы?

– Я слушаю в основном тяжелую музыку – русский и зарубежный рок. Например, «Ария», Nickelback, Slipknot. Мне это не мешает, я люблю и классическую музыку, и рок. Это зависит от настроения.

- Помимо репетиций с оркестром и вечерних выступлений, чем еще ты занимаешься?

– Я люблю проводить свободное время в тренажерном зале, мне нравится заниматься спортом, прогулки, общение с друзьями.

- Есть такие идеи или желания, на которые часто не хватает времени?

– Моя мечта касается не только меня, но и оркестра. Я бы хотел с оркестром поехать на гастроли за границу, объехать все города Европы. Хочется, чтобы оркестр стал известен не только в России, но и в мире! Для этого нужно выезжать, но в связи со сложившейся ситуацией сейчас мы понимаем, что это сложно сделать. Надеемся, что ограничения скоро снимут и можно будет налаживать ситуацию с гастролями.

- Расскажи о создателе и главном дирижере оркестра Евгении Шестакове – каким он был?

– Самое главное, что я хочу выделить, так это что он был отцом оркестра, другом для каждого из нас. Это человек, который никогда не отказывал в помощи. За дирижерским пультом он – дирижер, мог быть жестким, но вне репетиций он всегда оказывал помощь и поддержку. Оркестр – это его детище, Евгений Иванович отдавал все свободное время нам. Всегда поддерживал, старался улучшить для нас условия.

Нам его очень не хватает, это был настоящий шок, огромная потеря для нас. До сих пор мы не оправились от этого. У нас есть замечательный второй дирижер Владимир Эдуардович Добровольский, сейчас мы работаем с ним. Он профессионал своего дела, отлично подходит к работе, мы ему благодарны.

- Что больше всего запомнилось в работе с Евгением Ивановичем?

– Наверное, больше всего запомнился момент, когда я играл на прослушивании в 2017 году. Я отыграл, а Евгений Иванович остался с концертмейстерами. Они обсудили мою кандидатуру, а потом он позвал меня одного к себе в кабинет и сказал: «Даниил, мне понравилось, как вы сыграли, я хочу предложить вам работать в нашем оркестре». После этого озвучил условия, на которые я без раздумий согласился. С сентября 2017 года стал артистом Тюменского филармонического оркестра.

- Большой был конкурс?

– Конкурс длился несколько месяцев, в эти периоды приезжали один-два человека. Допустим, в июне приехал один валторнист, сыграл прослушивание, в июле еще приезжал. Я приехал в конце июля перед тем, как оркестр ушел в отпуск. Я был третьим или четвертым валторнистом, который играл в 2017 году в конкурсе.

- Ты планируешь дальше здесь работать и жить в Тюмени?

– Да, мне нравится этот город, коллектив. Не хотелось бы отсюда уезжать. Хочу дальше развиваться.

- Сколько времени занимают репетиции до концерта?

– Оркестр репетирует каждый день с 10 до 14 часов с небольшими перерывами, кроме понедельника. Неделя точно нужна, чтобы качественно сыграть программу.

- Если приезжает дирижер из другого города, то недели с ним бывает достаточно?

– Не всегда так бывает. Чаще всего с нами сначала работает наш дирижер с этой же программой, а приезжий прилетает в Тюмень за 2-3 дня до программы. Бывает такое, что дирижер приезжает за день до концерта, грубо говоря, у нас одна репетиция и на следующий день уже выступление. В этом плане сложно, но оркестр быстро реагирует, ведь все профессионалы своего дела.

– У каждого дирижера свой арсенал жестов, мимики, движений?

– Каждый дирижер уникален по-своему, жесты и эмоции разные. Мы чувствуем в каждом взмахе дирижера, чего он хочет: тише или громче, больше экспрессии или спокойствия. Оркестр всегда чувствует хорошего дирижера.

- Как вы умудряетесь смотреть в ноты, играть и успевать реагировать на малейшее движение дирижера?

– Это все дело времени и опыта, не более того. Мы привыкли, это наша работа: хорошо слышать, одним глазом смотреть на дирижера, другим – в ноты, еще и играть на инструменте.

- Случались казусы во время выступления?

– Всякое бывает. Бывает и ноты падают, и пюпитры, палочки у дирижера вылетают в зрителей или оркестрантов, струны лопаются на концертах.

- А ты помнишь такой случай?

– Было такое, что у Евгения Ивановича от эмоционального дирижирования палочка улетала в оркестр. Бывало, что и в зал улетала, но, к счастью, никого не задела. Это курьезные моменты, они больше веселят и расслабляют оркестрантов. Если палочка улетела во время какой-то симфонии, то дирижер не станет останавливать оркестр, а закончит без палочки. Дождется подходящего момента, когда закончится часть, и ему либо передадут ее оркестранты, либо он сам найдет (улыбается).

Беседовала Ирина Алькаева.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. Генеральный директор объединения – Надежда Казначеева.