В Тюмени завершилась череда событий, посвященных празднованию 100-летия государственной системы дополнительного образования детей в России.

Итоговым мероприятием стала стратегическая сессия, которая прошла 21 декабря на базе Дворца творчества и спорта «Пионер» и объединила руководителей и педагогов сферы, представителей власти, научно-педагогической общественности, партнерских организаций.

1

С приветственным словом выступила заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента социального развития региона Ольга Кузнечевских. Она начала свою речь с выражения благодарности ветеранам системы дополнительного образования и все тем, кто работает над развитием отрасли в настоящее время.

«Это серьезный и ответственный блок работы, и то того, как мы его ведем – во много зависит будущее каждого ребенка, который проходит через систему дополнительного образования, будущее региона в целом. Приятно, что на мероприятии присутствуют ветераны, которые внесли свой вклад в развитие и становление отрасли, а сейчас имеют возможность оценивать проделанную работу и деятельность молодого поколения», – сказала Ольга Кузнечевских.

2

Замгубернатора подчеркнула, что уже с 2018 года ведется работа по формированию стратегии развития дополнительного образования на ближайшие пять лет – учитывая «майские указы» Президента России и реализацию национальных проектов.

«Тюменская область уже сейчас начинает с высокой стартовой планки, потому что регион имеет хорошие показатели. Задачи, которые стоят перед нами, – еще более серьезные и амбициозные. Для этого создан и реализуется проект «Успех каждого ребенка», задача которого – не просто занять ребенка в свободное время, а предложить то направление развития, которое приведет его к успеху в жизни», – добавила замгубернатора.

Ольга Кузнечевских также приняла участие в награждении работников отрасли почетными наградами: грамотами и благодарностями Министерства спорта РФ, благодарностями губернатора Тюменской области, почетными грамотами Тюменской областной Думы. После торжественной части начались выступления экспертов и обсуждение актуальных вопросов системы дополнительного образования.

Основными спикерами панельной сессии выступили директор Департамента физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области Дмитрий Грамотин, руководитель Центра социально-педагогических исследования школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий, проректор Тюменского государственного университета Таисья Погодаева, начальник управления дополнительного образования и воспитания Департамента физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области Оксана Савинова.

Дмитрий Грамотин подчеркнул, что дискуссионная площадка нацелена на обсуждение актуальных вопросов развития системы дополнительного образования, в первую очередь, в регионе.

«Перед системой дополнительного образования стоят непростые задачи: сделать ее конкурентоспособной на формируемом рынке услуг дополнительного образования, в который заходят коммерческие структуры и общественный сектор. Сделать услуги востребованными и привлекательными для детей и родителей, в том числе с точки зрения формирования дополнительных компетенций, предпрофессиональных навыков, профессиональной ориентации. Задачи направлены, в том числе, на поддержку, выявление и продвижение талантливых детей и молодежи», – сообщил директор департамента.

1

В свою очередь, Оксана Савинова рассказала, что Тюменская область активно включилась в реализацию нацпроекта: вошла в число регионов, где открылись детские технопарки «Кванториум», присоединилась к пилотному проекту внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования, создан Региональный модельный центр и сеть опорных центров в муниципальных районах.

«Мы удерживаем лидерские позиции в Уральском федеральном округе по одному из главных показателей – охват детей в программах дополнительного образования, значительно превышая среднероссийский уровень. Регион успешно открывает новые индустриальные проекты, и одна из наших задач – предложить программы, которые помогут ребенку получить востребованные компетенции и стать нужным, успешным», – отметила она.

По словам начальника управления дополнительного образования и воспитания, значительное внимание уделяется модернизации технического и естественнонаучного направления. Тюменская область реализует целый комплекс проектов, которые посвящены выявлению и развитию способностей детей в техническом творчестве. Например, программа по созданию кванториумов предлагает новую модель: выстроенная логистика процессов, актуальное оборудование и программы, работа в тесной связке с индустриальными и интеллектуальными партнерами, проектная деятельность.

В 2018 году регион стал соисполнителем федерального проекта «Успех каждого ребенка», получив федеральные гранты. В Тобольске будет открыт уже второй в Тюменской области детский технопарк «Кванториум», также поддержку получило внедрение проекта мобильного технопарка «Кванториум». Участие в последнем позволит сделать доступными современные технологии технического направления еще в шести муниципальных районах области.

Кроме того, планируется укрепить ресурсную базу в рамках реализации нацпроекта. Каждый муниципалитет разработает свою программу развития технического и естественнонаучного направления дополнительного образования на своей территории с учетом имеющихся ресурсов и планов развития региона и района.

Наряду с предпрофессиональными программами дополнительного образования особенно актуальным становится развитие гибких компетенций у детей – креативность, коммуникации, критическое мышление, способность к кооперации, социальная и культурная осведомленность, предпринимательские способности, навыки программирования. Для этого во всех муниципальных образованиях региона будут создаваться «Лаборатории успеха».

Руководитель Центра социально-педагогических исследования школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий подтвердил, что Тюменская область находится в числе лидеров по развитию сферы образования и дополнительного образования.

«За значительный период система дополнительного образования в России продемонстрировала возможность в разные исторические периоды, в изменяющихся условиях находить силы и идеи для привлечения детей, раскрытия их талантов. Поэтому есть полная уверенность, что еще ни одно десятилетие система будет сохранять и умножать свой потенциал. Мы не можем исключительно оглядываться назад и отдавать должное уже сделанному: надо смотреть вперед, при этом соотнося заданные цели с реальной практикой», – отметил в своем выступлении спикер.

Сергей Косарецкий отметил, что сегодня нельзя опираться исключительно на поддержку инновационных, эффективных практик. Необходимо сделать шаг к тому, чтобы процессы инновационного обновления, модернизации инфраструктуры и содержания охватили систему в целом.

В рамках стратегической сессии также выступила представитель Тюменского государственного университета – проректор Таисья Погодаева. Она отметила, что дополнительное образование наряду с основным дает возможность ребенку самореализоваться, а педагоги способны увлечь ребенка материалом и заинтересовать его получать новые знания и навыки, которые, в том числе, могут пригодиться в выбранной профессии.

Завершилось мероприятие праздничным концертом с участием творческих коллективов Дворца творчества и спорта «Пионер».

4

Во второй половине дня состоялась публичная лекция руководителя Центра социально-педагогических исследования школы Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого на тему «Профессиональный рост кадров дополнительного образования: ожидания и условия».

Торжественные и официальные мероприятия, посвященные празднованию 100-летия государственной системы дополнительного образования детей в России, проходили в Тюмени с 18 по 21 декабря. Обширная программа включала научно-практическую конференцию, установочную сессию Регионального модельного центра с представителями опорных центров, работу интерактивных площадок для детей на базе подразделений Дворца творчества и спорта «Пионер», стратегическую сессию и праздничный концерт.