– Тема дистанционного обучения сегодня достаточно актуальна. Особенно актуальной она стала в период распространения коронавирусной инфекции, – рассказала председатель комиссии по здравоохранению и социальной реабилитации Общественной палаты, главный врач Областного реабилитационного центра Джинна Лебедева. – Если раньше мы говорили о единичных случаях дистанционного обучения, то во время пандемии эта тема стала злободневной. Люди не были готовы к дистанционному обучению, и не только ученики, но и родители, и педагоги. В самом начале для всех это было стрессом, но постепенно мы многому научились.
В России возможности для дистанционной передачи информации появились в конце XIX века c развитием телеграфа и телефона. Затем появились радио и телевидение, и обнаружился первый недостаток – отсутствие обратной связи. В конце 1980-х годов началось внедрение персональных компьютеров, а в 1988 году был реализован первый советско-американский проект «Школьная электронная почта». В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года – в этот день вышел Приказ № 1050 Министерства образования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
– Впервые мы опробовали формат дистанционного обучения в институте государства и права, когда создали центр дистанционного образования для наших студентов, – вспоминает председатель Общественной палаты Тюменской области, заслуженный юрист России Геннадий Чеботарев. – Однозначно можно сказать, что очное образование лучше заочного, но в некоторых случаях, например, в то переходное время, понадобились и эти формы обучения.
Дистанционное образование может быть менее качественным, если нет подготовленных педагогов и в процессе обучения не используются современные технологии. Однако такой формат становится необходимым не только во время пандемии, но и, например, в настоящее время, когда в регионе складывается сложная ситуация с паводком и эвакуировано более трех тысяч детей. Для некоторых из этих ребят организовано дистанционное обучение – это вынужденная, но необходимая мера, отметил Геннадий Чеботарев.
– Мы постарались пригласить для обсуждения заинтересованных людей, которые донесут результаты обсуждения участников нашего круглого стола до своих коллег, –подчеркнула Джинна Лебедева. – Обсуждение таких вопросов очень важно, потому что они волнуют многих родителей. Например, члены регионального отделения Союза семей России провели опрос и собрали наиболее часто задаваемые вопросы родителей по теме дистанционного образования. И мы должны обсуждать эти вопросы и находить общие решения.
Один из самых сложных вопросов, который необходимо решить при использовании дистанционного обучения, – социальная изоляция, которая может превратить обучение в мучение. Для школьников очень важно, чтобы вне семьи был большой коллектив, в котором происходит активная социализация, поскольку получаемый опыт будет влиять на всю последующую жизнь ребенка. Другие проблемы связаны с самоорганизацией в рамках дистанционного образования и недостаточной готовностью инфраструктуры.
– Несмотря на минусы, дистанционное обучение в образовании имеет место быть, и в будущем его может быть достаточно много, – сделала вывод Джинна Лебедева. – Мы это понимаем, и психологического стресса для нас, преподавателей, наших детей и родителей не будет. Минусы есть в любом формате обучения. Однако плюсов, наверное, больше, хотя достоинств живого общения никто не отрицает. Например, я классический преподаватель, для меня важен живой контакт, хотя я с удовольствием читаю лекции и в формате онлайн. И мои внучки также иногда занимаются в дистанционном формате.
После обсуждения вопросов дистанционного обучения участники круглого стола оформили свои предложения в виде резолюции. Дискуссия по вопросам дистанционного обучения с привлечением специалистов, работающих в сфере образования, в регионе будет продолжена.