Общественная экспертиза проекта Федерального закона № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» прошла 10 июня на площадке Общественной палаты РФ. Организатором нулевого чтения выступила Комиссия ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, которую возглавляет Константин Корсик. Провела слушания Секретарь ОП РФ Лидия Михеева.
Фото: пресс-служба Общественной палаты РФ
Фото: пресс-служба Общественной палаты РФ

Слушания предваряли обсуждения на площадках региональных общественных палат, их председатели поделились мнениями, которые звучат в субъектах РФ. В экспертизе также приняли участие члены ОП РФ и СПЧ, представители деловых и профессиональных сообществ, лидеры крупнейших общественных организаций.

Развернутые комментарии к проекту закона поступили от уже 43 общественных палат субъектов РФ. Все предложения будут использованы при подготовке итогового заключения Общественной палаты, которое будет направлено в Государственную думу для учета при рассмотрении законопроекта.

Проект Федерального закона № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» представил собравшимся статс-секретарь — заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Сазанов. Он подчеркнул, что цель законопроекта — обеспечить сбалансированность бюджета в перспективе до 2030 года. При определении параметров предусмотренных налоговых изменений правительство исходило из необходимости обеспечить справедливый уровень налогообложения и долгосрочность, сбалансированность бюджета, что, в свою очередь, позволит добиться стабильности налоговых условий, которых неоднократно просил бизнес.

«В первую очередь изменения коснутся НДФЛ. Предлагается усилить прогрессивную шкалу НДФЛ. Напомню, сейчас у нас двухступенчатая шкала НДФЛ: до пяти миллионов применятся ставка 13 процентов, свыше пяти миллионов — 15 процентов. В эту шкалу предлагается добавить ступени: до 2,4 миллиона рублей предлагается сохранить ставку 13 процентов; от 2,4 до пяти миллионов рублей — 15 процентов; от пяти до 20 миллионов рублей предлагается сделать ставку 18 процентов, от 20 до 50 миллионов рублей — 20 процентов, свыше 50 миллионов рублей — 22 процента», — пояснил он.

При этом одновременно с повышением налоговой нагрузки на доходы свыше 2,4 миллиона рублей в год предлагается для семей с детьми, среднедушевой доход которых ниже полутора прожиточных минимумов по соответствующему субъекту, предусмотреть выплату по итогам года, которая будет равна семи процентам НДФЛ, уплаченным работающими членами такой семьи. Т. е. эффективная ставка НДФЛ для таких лиц составит шесть процентов. Эта выплата будет делаться по итогам года через институт социального казначейства и будет идти за счет федерального бюджета, чтобы не затрагивать доходы субъектов РФ, рассказал спикер.

По его словам, будут проиндексированы стандартные налоговые вычеты на второго и третьего ребенка — они будут увеличены с 1,4 тысячи рублей до 2,8 тысячи рублей и с трех тысяч рублей до шести тысяч рублей соответственно.

Алексей Сазанов также добавил, что изменения не коснутся тех доходов, которые получают участники СВО за свое участие в специальной военной операции, сохраняется предельная ставка 15 процентов для доходов в виде процентов по депозитам, дивидендам, доходам по операциям с ценными бумагами. Кроме этого, будет предусмотрено ограничение на применение льгот по НДФЛ для доходов от продажи ценных бумаг, которые находились в собственности более пяти лет: будет отменена льгота и сохранена только в части доходов, не превышающих 50 миллионов рублей.

С 1 января 2025 года предусматривается отмена курсовых экспортных пошлин, которые будут заменены на повышение корпоративного налога с 20 до 25 процентов, а также ряд изменений по НДПИ, сообщил спикер.

«Когда мы определяли предельный уровень повышения корпоративного налогообложения до 25 процентов, мы сравнивали себя с другими странами, с тем чтобы наша налоговая система по-прежнему оставалась конкурентной: ставка 25 процентов довольно распространена в мире. Например, такие же ставки в Китае, в Иране. В большинстве же развитых экономик ставка корпоративного налога выше 25 процентов. При этом, повышая ставку корпоративного налога, мы предлагаем ввести так называемый федеральный инвестиционный налоговый вычет — это инструмент, который будет использоваться для стимулирования инвестиций в приоритетных стратегических отраслях, которые составляют фундамент экономики будущего. Кроме этого, предложено сохранить условия налогообложения для преференциальных режимов, таких как СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР и других. Также будет расширен механизм амортизационных отчислений в сфере высокотехнологичного оборудования российского производства и НИОКР», — заключил он.

Семья и здоровье

Заместитель Секретаря ОП РФ, председатель Союза семей России Владислав Гриб отметил: установлена налоговая выплата для семей с детьми.

«Это очень важно, это очень хорошая тенденция, будет стимулировать рождаемость, будет, я надеюсь, влиять на нашу политику в сфере демографии. Конечно, отдельные нюансы будем еще оттачивать, но в целом справедливое налогообложение — это принцип социального государства, который у нас записан в Конституции Российской Федерации, — сказал он. — Поддержка семей с детьми в Год семьи — один из приоритетов налоговой и бюджетной политики Российской Федерации».

Дополнительные доходы федерального бюджета от изменений налогового законодательства будут направлены в том числе и на охрану здоровья граждан. Опытом благотворительного фонда «Круг добра» по использованию в интересах детей доходов, полученных от повышения НДФЛ, поделился председатель Комиссии ОП РФ по вопросам социального партнерства, попечения и развитию инклюзивных практик, председатель правления фонда «Круг добра» Александр Ткаченко.

«В России мерилом правильности любого решения всегда являлась чувство справедливости, а потом уже логичность, эффективность, даже его законность. Решение об изменении налоговой системы люди будут оценивать именно с точки зрения справедливости. Фонд “Круг добра”, созданный указом Президента чуть более трех лет назад, — это хороший пример того, как средства, окрашенные целевым образом, смогли решить колоссальную социальную проблему. За три года работы фонда повышенная ставка на два процента позволила спасти уже более 25 тысяч детей», — отметил он.

Эффективность направления средств для решения конкретной социальной задачи подтверждена проверкой Счетной палаты России, которая прошла в прошлом году, напомнил спикер. Сегодня фонд оказывает помощь по 97 тяжелым редким заболеваниям, закупает 106 наименований лекарственных препаратов и медицинских изделий. С 2021 года на решение этой тяжелейшей социальной проблемы лекарственного обеспечения детей с орфанными заболеваниями направлено уже 243 миллиарда рублей. И благодаря этому решению главы государства Россия вышла на лидирующее место в мире по обеспечению детей с тяжелыми заболеваниями инновационными лекарственными препаратами, заявил Александр Ткаченко.

«Работа фонда говорит о том, что люди должны понимать, на что тратятся налоги. Второе — расходование средств должно жестко контролироваться. Третье — целевое назначение налога должно соответствовать ценностям общества. Для российского общества помощь тем, кто не справится без нашей поддержки, является частью национального кода милосердия», — добавил спикер, отметив, что информированность общества, прозрачность расходов и средств, контроль над их использованием и целевой характер станут залогом готовности общества к изменениям в налоговой системе.

Государство потратит собранные средства на программы охраны материнства и поддержки здоровья женщин, поддержку регионов с низкой рождаемостью, на различные проекты по борьбе со смертностью от заболеваний сердечно-сосудистой системы, диабета, онкологии, закупку средств реабилитации. Врач-эндокринолог член СПЧ Ольга Демичева рассказала о федеральном проекте, который направлен на борьбу с сахарным диабетом. Предполагается создание единой сети региональных эндокринологических центров для проведения диагностики и оказания своевременной медицинской помощи людям с этим заболеванием.

«Федеральное финансирование позволит провести техническое обновление медицинских учреждений практически во всех регионах, в том числе в сельской местности и на удаленных территориях. Туда будет поставлено лабораторное оборудование и специальные приборы для выявления болезни и наблюдения за состоянием здоровья людей с сахарным диабетом», — сказала она.

Мировая практика и исследования показывают, что введение прогрессивной шкалы налогообложения способствует не только снижению социального неравенства, но и увеличению экономического роста и улучшению демографической ситуации за счет снижения смертности, прежде всего в низкодоходных группах, и повышению рождаемости за счет лучшего распределения налогов, рассказал председатель Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.

«Все прогрессивные системы налогообложения в странах, которые проводят так называемую пронаталистскую политику поддержки рождаемости, дополняются системой семейного налогообложения, которая учитывает семейную нагрузку на работающих. Я обращусь к посланию Президента РФ, где он сказал, что поддержка семьи с детьми — наш фундаментальный нравственный выбор, большая многодетная семья должна стать нормой философии жизни общества, ориентирами для всей государственной стратегии. Фактически это значит, что мы должны поставить семью в центр всех политик. Значит, даже налоговая политика должна учитывать эти меры», — убежден спикер.

Экономика должна быть экономной, а справедливость должна быть справедливой, заявила заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, президент благотворительного фонда «Женщины за жизнь!» Наталья Москвитина.

«Я много езжу по стране, встречаюсь с разными категориями людей, в том числе с руководителями регионов, с представителями бизнеса и отчетливо вижу разницу от региона к региону. Но везде есть семьи, везде есть дети — поэтому необходимо четко сформировать распределение полученных средств не только по социальным программам, не только между нуждающимся категориями населения, но и между территориями, а внутри регионов — где-то подтянуть здравоохранение, где-то образование, а где-то культуру. Потому что от трех этих направлений очень сильно зависит в целом и демография», — подчеркнула она.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова отметила, что в целом предлагаемые изменения в налоговой системе представляются ей справедливыми, и многие из них, такие как прогрессивная шкала налогообложения, — давно назревшими.

«Я не могу не сказать, что рада, что часть собранных налогов пойдет, в частности, на финансирование системы долговременного ухода. Мы знаем, что в послании Президент об этом говорил, и очень важно, чтобы и это, и другие различные социальные программы были полностью профинансированы».

Регионы

Предлагаемые Правительством РФ изменения нашли отклик и поддержку у общественников из регионов. Отдельно были отмечены такие результаты налоговой донастройки, как повышение сбалансированности региональных и муниципальных бюджетов и, как следствие, улучшение финансирование социальных программ на местах.

По словам председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алены Булгаковой, широкая общественность поддерживает изменения налоговой системы, ее совершенствование.

«Во исполнение миссии ОП РФ мы запросили мнение у региональных общественных палат, у экспертного сообщества относительно тех предложений, которые выносятся на обсуждение. Мы получили достаточно широкую обратную связь. Хочу поблагодарить тех, кто к нам подключился и слушает нас сегодня из регионов, потому что действительно уже 43 ответа на наш запрос из региональных общественных палат обработаны Аппаратом ОП РФ, четыре ответа от экспертного сообщества, но я уверена, что это еще не предел», — сказала она.

Регионы становятся бенефициарами изменений в налоговой системе, уверена первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, директор департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований Дарья Кислицына.

По ее словам, все текущие налоги, которые идут в регионы, останутся в регионах; собранные налоги вернутся в регионы в виде трансфертов. Речь не только о поддержке как отстающих, так и развивающихся регионов, но и об общей системе уравнивания. Две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам будет списано. С таким предложением во время послания Федеральному собранию выступил Президент РФ Владимир Путин. Высвобожденные средства пойдут на реализацию социальных задач. Субъекты РФ получат больше полномочий по налогообложению. Например, дорогостоящих объектов недвижимого имущества и земельных участков. Нагрузка на региональные бюджеты не увеличится. Например, такие меры поддержки, как кешбэк семьям с двумя и более детьми с невысокими доходами, будут обеспечиваться за счет средств федерального бюджета. Устойчивая бюджетная конструкция создает условие для роста ВВП — налоговая база всех регионов будет расти. Средства, полученные за счет налоговых изменений, будут направлены на достижение национальных целей развития и реализация национальных проектов, поддержку социальной сферы в вопросах от совершенствования инфраструктуры (школ, больниц и т. д.) и до поддержки регионов с низкой рождаемостью, увеличение вложений в развитие инфраструктуры, строительство дорог и жилья, финансирование мер поддержки бизнеса, развития наукоемких отраслей и сферы высоких технологий, развитие проектов, направленных на достижение Россией технологического суверенитета (производство самолетов, судов, станков, микроэлектроники и т. д.).

«Мы в комиссии очень много и плотно работаем с тематикой как раз таки выравнивания и сбалансированности социального и иных аспектов развития регионов. Представляется, что предлагаемые изменения как раз будут этому способствовать», — отметила Дарья Кислицына.

Налоговые изменения имеют колоссальное значение в рамках развития инвестиционных и инфраструктурных программ в регионах. Сегодня в обсуждении принимает участие вся Россия, тема волнует и затрагивает каждого гражданина, сказала председатель Общественной палаты Волгоградской области Татьяна Гензе.

«Значительное число территорий имеет высокий уровень долговой нагрузки, в том числе и по бюджетным кредитам. Обслуживание долга, конечно, снимает возможности регионов в маневрировании и управлении финансовыми потоками в рамках решения их задач. Принятие решения о списании долгов по бюджетным кредитам дает новые возможности в перенаправлении высвобождающихся средств на развитие инфраструктуры и реализацию региональных инвестиционных проектов. А механизм списания бюджетных кредитов имеет прямую отсылку к налоговой политике», — сказала она.

По ее мнению, с одной стороны, формируется прямой стимул регионов к активной реализации инвестиционных проектов, а с другой — на местах создаются условия для наращивания и региональной базы налогов дохода, что должно привести к социально-экономическому росту областей РФ.

«Регионы в полной мере должны использовать предлагаемый федеральным центром инструментарий стимулирования регионального развития. В этом решении прослеживается вполне очевидная справедливость в системе централизованной региональной поддержки. И в целом мы видим позитив в налоговых изменениях не только в части повышения налоговой справедливости, но и положительного влияния на социально-экономические процессы», — заключила она.

В свою очередь председатель Общественной палаты Воронежской области Наталья Хван сказала, что как многодетная мать поддерживает социальную ориентированность законопроекта.

Законопроект направлен не только на модернизацию налоговой системы, но и отвечает на актуальный запрос и общества в части социальной справедливости и сокращения неравенства среди граждан, бизнеса, что важно в создании условий для развития региональной и муниципальной экономики, убеждена председатель Общественной палаты Республики Бурятии Татьяна Думнова.

Как она отметила, на площадке республиканской Общественной палаты прошло широкое обсуждение законопроекта. В части создания условий для развития региональной и муниципальной экономики для региона важно, во-первых, то, что налоговый пакет четко связан с бюджетным пакетом. Сегодня у регионов и муниципалитетов появляется уникальная возможность расширить свои полномочия в сфере налогообложения дорогостоящих объектов, земельных участков, операций с имуществом, чтобы стать самодостаточным. Во-вторых, очень интересная новация в части того, что у регионов появляются свои собственные средства для реализации региональных и муниципальных инвестиционных программ, а это касается прежде всего внедрения нового механизма списания долгов, которые имеют стимулирующий характер для активной реализации проектов региональных команд на своей территории. Увеличение налогов на прибыль будет в большей степени способствовать созданию бездефицитному бюджету в регионах. И важно, что Министерство финансов предлагает ряд механизмов компаниям, которые находятся на передовой технологического прогресса. Спикер также упомянула о важности природной ренты и установления параметров софинансирования и расходов регионов на шесть лет по принципу 95 к пяти.

Правительством проведена очень масштабная работа, затрагивающая все основные направления жизни страны и россиян, уверен первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Александр Асафов. Он напомнил собравшимся слова Владимира Путина о том, что налоговая система должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, а также для реализации региональных программ, призвана сокращать неравенство, причем не только в обществе, но и в социально-экономическом развитии субъектов РФ, учитывать уровень доходов граждан и компаний и — важно — должна обеспечивать стабильные и предсказуемые условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

«Дело в том, что у нашего государства в качестве приоритетов, безусловно, человек, его жизнь, среда в которой он живет, но и защита технологического суверенитета, те самые прорывные технологические решения, которые невозможны без инвестиций. И здесь у представителей бизнеса есть некая настороженная реакция. Однако если внимательно посмотреть на предлагаемые изменения, то справедливость — это не только про расширение социальной поддержки, выплаты, вычеты и т. д. Все преференциальные режимы, включая региональные — это и институционные контракты, и территория опережающего развития, и ряд других, сохраняются», — подчеркнул спикер.

Без инноваций невозможно технологическое развитие. Коэффициент, который позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль, повышен с 1,5 до двух. Это означает, что инновационные компании будут платить меньше налогов и больше вкладывать в развитие, добавил эксперт.

«Кроме того, бессрочность продления применения тех самых региональных преференциальных режимов позволяет больше инвестиций вкладывать в регион, потому что это важно. И ключевые задачи по защите технологического суверенитета, обеспечения инвестиционной привлекательности, которое, в свою очередь, отразится на всех возможных направлениях развития и бизнеса, и социальной сферы, поскольку сохранены налоговые льготы и на социально значимые товары и услуги: медицина и детские товары. Все это поспособствует устойчивому развитию нашей экономики и налоговой системы и приведет к улучшению жизни», — подытожил он.

Бизнес

Предлагаемые изменения налоговой системы отвечают на запросы общества и бизнеса. Это продиктовано не только текущей ситуацией в мире, но и теми амбициозными целями, которые Россия поставила перед собой в части практически всех сфер нашей жизни. Это касается демографии, о которой сегодня говорили, и экологии городской среды, уверен председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик.

«Мы все знакомы с новым указом Президента РФ “О национальных целях развития”. Нам надо понимать, что наша налоговая система должна давать ответы на тот запрос общества, который реализовался в данных указах. Решение не расширять, например, использование долговых инструментов для достижения этих целей — это один из ключевых элементов сбалансированности, и он обеспечит ситуацию, когда мы не будем инвестировать, т. е. содержать, реализовывать свои текущие цели за счет будущего. Это принципиально важно. Еще это залог наличия внутреннего резерва для развития экономики. Настройка нашей системы сохраняет ее в качестве одной из наиболее конкурентных в мире», — сказал спикер.

Этот законопроект восполняет очень серьезные ниши в правовом регулировании работы и в налогообложении бизнеса, в нем действительно даны хорошие механизмы для того, чтобы стимулировать людей к правопослушному поведению, предупреждать дробление бизнеса и т. д., считает генеральный директор АНО «Платформа для работы с сообщениями предпринимателей», член СПЧ Элина Сидоренко.

Текст поправок в Налоговый кодекс носит стройную конфигурацию, считает член Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров. Он поблагодарил Минфин России за проведенную колоссальную работу, учитывая, что на прошлой неделе был также внесен проект Федерального закона о федеральном бюджете на три года.

Повышение значения изменения ставки по УСН несет поддержку для малого и среднего бизнеса и на самом деле позволит сохранить многие рабочие места, в том числе в субъектах РФ. По прогрессивной шкале налогов необходимо сохранить костяк и отстоять позицию, которая была предложена в данной концепции, поскольку ни одна страна не позволяет реагировать на эти изменения, которые сейчас происходят, отметил спикер.

«Кроме того, ставка НДПИ у нас она одна из самых низких в мире, поэтому то, что вы сейчас предложили повысить, — это очень правильно, и я бы хотел, чтобы это все-таки включалось и в ESG-повестку, потому что у нас на сегодняшний день есть возможность продавать возобновляемые, в том числе и водные, ресурсы, которых нет у других стран», — сказал он.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, председатель Координационного совета при ОП РФ по развитию и безопасности электронной торговли Георгий Волков отметил, что в законопроекте очень много интересных нововведений, которые поддержат начинающих IT-специалистов в России.

«Их очень важно поддерживать на этапе их становления как специалистов, очень нужных сейчас нашей стране. У нас сейчас идет борьба за наши мозги — это наше основное достояние. Наши молодые люди обеспечивают развитие того направления, которое нам необходимо, которые в дальнейшем поддержат нашу экономику и, как следствие, уровень жизни наших граждан. Считаю, что корректировка своевременная, правильная и принесет много позитивных моментов и для общества, и для государства, и для развития нашей страны в целом», — сказал он.

За последние 10 лет совершен колоссальный прорыв в осмыслении нашей налоговой системы, убежден заместитель председателя Комиссии ОП РФ по экономике и трудовым отношениям Владислав Корочкин.

«Те темы, которые в предыдущем подходе к налоговому маневру было в принципе даже невозможно обсуждать, постепенно решаются в течение последних лет. Но, во-первых, когда мы обсуждали с экспертным сообществом контуры идеальной налоговой системы, мы всегда говорили, что она должна содержать два аспекта: первое — это прогрессивная налоговая шкала по НДФЛ, второе — это отказ от налога на добавленную стоимость и постепенная его замена на налоги с оборота. В последнее время мы действительно видим и упрощенную систему налогообложения, и режим самозанятых, и те положения, которые вошли в данный пакет изменений налоговой системы. Это, по сути, некоторые шаги по переходу постепенно на налоги с оборота», — пояснил он.

Участники СВО

Руководитель Комитета семей воинов Отечества, член СПЧ Юлия Белехова сообщила, что законопроект удовлетворяет сообщество семей участников специальной военной операции. По ее мнению, решение вывести доходы участников СВО из-под прогрессивной шкалы налога и сохранить для них прежний порядок налогообложения отвечает принципу социальной справедливости: «Сегодня ребята там рискуют своей жизнью».

Татьяна Думнова выразила особую благодарность от жителей Бурятии за поддержку участников СВО и их семей.

«Мы как Общественная палата очень плотно работаем с нашим фондом “Защитники Отечества” и считаем, что сегодня наши ребята рискуют своей жизнью на передовой, обеспечивая безопасность и будущее страны, и, конечно, цель и государства, и общества — создать для них особые условия», — добавила она.

Алексей Сазанов заверил присутствующих, что прозвучавшие в ходе нулевого чтения замечания и предложения в обязательном порядке будут рассмотрены и обсуждены в правительстве. В итоге окончательная редакция текста закона благодаря предложениям общественников станет более сбалансированной и понятной.

«Помимо налоговой поддержки, будет проработан вопрос в отношении того, куда пойдут те деньги, которые дополнительно получит бюджет. Это неоднократно уже озвучивалось и министром финансов, и председателем правительства. Эти деньги пойдут на социальную поддержку граждан, на развитие инфраструктурных проектов, проектов технологического суверенитета. Осенью бюджет будет обсуждаться в Госдуме на очередную трехлетку, там его расходные обязательства будут окончательно сформированы. Все те цели, на которые пойдут доходы бюджета, можно будет увидеть — это публичный документ», — сказал он.

Подводя итоги мероприятия, председатель Комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Константин Корсик выразил признательность всем участникам за проявленный интерес к обсуждаемой теме.

«И те предложения, и в целом слова одобрения, конечно, звучат практически единогласно. Есть вопросы, которые можно обсуждать после принятия законопроекта в первом чтении. До второго чтения, думаю, будут поправки. Но, насколько мне известно, принятие в первом чтении планируется уже в ближайшее время. Что касается сегодняшних обсуждений, то мы проанализируем все предложения, поступившие и из регионов, и от участников сегодняшней дискуссии, подготовим соответствующее заключение, которое представим Лидии Михеевой, и надеемся, что она его направит в ближайшее время в Государственную думу. Надеюсь, то, что сегодня мы услышали, позволит обеспечить развитие сбалансированной и, главное, справедливой системы налогообложения в нашей стране», — заключил он.

Источник: Общественная палата РФ