В Тюмени в среду, 21 сентября, состоялась пресс-конференцию на тему “Изменения в законе о торговле: новые запреты и требования к деятельности торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров”, организованная Управлением федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.

В мероприятии приняли участие Игорь Валерьевич Веретенников, руководитель Тюменского УФАС России, и Дмитрий Александрович Полухин, заместитель руководителя – начальник отдела контроля за монополистической деятельностью.

Фото: bctlt.ru
Фото: bctlt.ru

15 июня 2016 года вступил в силу Федеральный закон N 273-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”.

Согласно документу, до 1 января 2017 года все условия договоров поставки и иных договоров между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями Закона о торговле. Новые требования распространяются и на компании, которые входят в одну группу лиц.

1. Правки в закон «О торговле» по-новому раскрывают понятие «торговая сеть» Теперь под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц, или которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

2.​ Также в новой редакции Закона о торговле расширен круг услуг по продвижению товаров. Теперь к ним могут относиться услуги путем осуществления иной деятельности, направленной на продвижение товаров.

3.​ Еще одной правкой в Закон о торговле предусмотрено предоставление доступа к информации о порядке отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки только путем размещения информации на сайте хозяйствующего субъекта в сети Интернет.

4.​ Совокупная сумма всех выплат по вознаграждению за приобретение определенного количества продовольственных товаров и по плате за оказание услуг по продвижению этих товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров не должна превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.

Торговым сетям и компаниям, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров;
2) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
3) возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
4) возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

Также внесенными изменениями устанавливаются четкие требования к участникам рынка продовольственных товаров, направленные на борьбу по созданию дискриминационных условий. Так, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом “О защите конкуренции”;
2) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
3) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
4) навязывать контрагенту:
а) условия о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
б) условия об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
в) условия о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
г) условия о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
д) условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;

5) заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований Закона о торговле увеличен с двух месяцев до одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении в течение одного года с момента его обнаружения.

За несоблюдение требований Закона о торговле Кодексом РФ об административной ответственности предусмотрены штрафы от 300 тысяч до 5 миллионов рублей.