Каждый год 21 февраля российские фельдшеры отмечают свой профессиональный праздник. Не секрет, что они являются одними из самых ценных специалистов, ведь именно они, как правило, первыми оценивают состояние здоровья пациента и оказывают неотложную помощь.
Фото из личного архива Е. Шамсуллина
Фото из личного архива Е. Шамсуллина

В переводе с немецкого «фельдшер» означает «полевой цирюльник». Первые фельдшеры появились в Германии, оказывали экстренную помощь раненым во время сражений. Время появления первых фельдшерских работников в России относится к 1818 году, когда была создана специальная служба по оказанию первой помощи на дому, аналог современной «скорой помощи».

В наше время фельдшеры работают на селе в фельдшерско-акушерских пунктах, в медпунктах аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, воинских частях, в образовательных и спортивных учреждениях, службах неотложной помощи при поликлиниках и на станциях скорой медицинской помощи.

Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – фельдшером Тюменской областной станции скорой помощи Евгением Шамсуллиным.

– Почему вы выбрали профессию фельдшера?

– Сейчас об этом странно вспоминать, но когда-то в глубокой молодости я относился к медицине весьма скептически, никогда не думал, что свяжу с ней жизнь. Пробовал себя в разных направлениях, но в определенный момент понял, что все медицинское — мое.

Когда я поступал в мед, а это произошло уже в довольно сознательном возрасте, то заранее знал, что заниматься хочу исключительно практической медициной – непосредственно пациентами и состояниями, угрожающими их жизни, – так сказать, быть «на передовой».

Профессия фельдшера скорой медицинской помощи именно с тем и связана. Хороший фельдшер как специалист уникален — огромный багаж знаний сочетается с профессиональными навыками, способностью быстро реагировать в экстренных ситуациях, определять степень тяжести пациента с первых минут общения с ним. Конечно, у нас нет узкой специализации, как у врачей стационаров и поликлиник, но в нашей работе этого и не требуется.

– Сколько прошло с первого рабочего дня, каким он был? Волновались?

– На скорой я работаю уже девятый год. Прекрасно помню свою первую смену, с кем работал и какие эмоции испытывал. Нет, не был испуган, ошарашен, скорее удивлен тем, что все «не как в фильмах». Тогда я был на детской бригаде с врачом-педиатром, смена была спокойной и практически являла собой краткий экскурс — как тут все устроено, как заведено.

Но не всегда все проходит гладко. Я помню свое первое ДТП, первый пожар, первую реанимацию, первую смерть онкобольного. Многие случаи, особенно, если они касались тяжелых пациентов, засели в памяти по сей день.

Это характерно для специалистов экстренных служб — мы можем не помнить лиц, имен, адресов, но через многие годы порой вспоминаем даже мельчайшие детали вызова — состояние пациента, трудности в оказании помощи, экстремальную обстановку, в которой нам приходилось работать. Этим опытом мы делимся друг с другом, передаем его молодым специалистам. В работе мы держимся плечом к плечу, отказать в помощи коллеге считается дурным тоном — никому из нас такое и в голову не придет. Нередки ситуации, когда мы консультируемся и совещаемся не только друг с другом, но и со старшим врачом, с заведующими подстанций — опыт каждого очень важен.

– Есть ли у вас особые ритуалы перед очередным рабочим днём? Может, приметы или особые действия на удачу?

– Что касается примет и ритуалов — у всех они свои. Кто-то считает, что пожелание «хорошей смены» — к напряженной работе, кто-то верит, что первый суточный вызов во многом задает характер будущей смены.

Встречались мне коллеги, которые четко знают: черная кошка на дороге — к несчастью. Все мы люди, у всех свои убеждения. Однако, когда ежесменно сталкиваешься с тяжелыми случаями, видишь смерть и страдания, постепенно начинаешь совершенно по-иному относиться к человеческим предрассудкам, снисходительно терпишь чужие, а сам понимаешь, что лучший ритуал «на удачу» перед сменой — несколько раз перепроверить все оборудование в автомобиле, чтобы потом не уповать на удачу, а оперировать только собственными навыками.

– Сколько вызовов вы получаете за смену?

– В среднем за суточную смену бригада оказывает помощь на 14-16 вызовах, но бывают моменты, когда их количество больше — около двадцати. Мы просто делаем свою работу, освобождаемся с одного вызова и едем на другой. Если пациенту не требуется госпитализация, времени тратится меньше, если вызов требует проведения интенсивной терапии и последующей транспортировки в стационар, вызов занимает гораздо больше времени. Все индивидуально.

– У сотрудников скорой медицинской помощи есть планшеты с доступом к электронным картам пациента. Это упрощает работу?

– Специальные планшеты на бригады выдали уже достаточно давно. Теперь есть возможность посмотреть электронную карту пациента, что очень удобно. В случае, если пациент идентифицирован, можно просмотреть предыдущие выезды наших коллег, прослушать запись вызова бригады.

Конечно же, это упрощает работу. Можно провести аналогию с работой журналиста — журналист с тяжелым магнитофоном, выполняющим роль  диктофона, и печатной машинкой – и журналист с компактным ноутбуком (планшетом, телефоном) с выходом в Интернет. Сбор информации и условия работы по мере усовершенствования техники облегчаются, но не печатная машинка и не ноутбук делают специалиста специалистом. Сама работа требует тех же навыков, того же склада ума. И с каждым годом я в этом убеждаюсь.

– Есть ли что-то, что вы бы хотели пожелать тюменцам?

– В заключение хочу традиционно пожелать всем беречь жизни — свою и близких людей. Если каждый из нас будет заботиться о своем ближнем — заботой будут окружены все люди на земле. А поводов для заботы, поверьте мне, немало.

Источник: МЕДИНФО72.

С праздником и спасибо, что вы есть!