Гоняя между щек жвачку, потерявшую вкус еще полпары назад, первокурсник наконец-то поднимает глаза и первый раз за прошедший час встречается взглядом с преподавателем. По его старческой гречке на шее и размеренному тону удавалось определить, что он преподает не один десяток лет. Взгляд, который со временем стал проницательным как у шамана, безошибочно вычислял в толпе студентов, оказавшихся на факультете случайно.

Больше половины абитуриентов оказываются нечаянными “гостями” в своих институтах. Поиск себя и право на ошибку, конечно же, никто не отменяет. Никто не отрицает, что в студенческом возрасте далеко не каждый может трезво оценить свои силы и определиться с призванием. Речь о другой категории людей.

Парень, который уже 40 минут чавкает пресной резинкой, пытается осуществить хоть какое-то физическое действие, с учетом того, что следующие полтора часа ему необходимо провести сидя на стуле. Возможно, если он перешагнет через себя и сможет досидеть на этом стуле еще четыре года, он станет инженером и получит право прилипнуть к сиденью на всю оставшуюся жизнь. Счастье казалось таким реальным, когда на теплом от принтера листе зачисления в театральный институт красовалась его фамилия. Но родители не разделили его восторгов. В жизни у него было две большие любви: кошки и театр. Но мама мальчика не любила ни первое, ни второе. А, как известно, из двух зол выбирают меньшее. Мама решилась на компромисс: разрешила взять больное животное, которое бы в приюте усыпили бы наверняка, в обмен на то, что сын станет инженером. И вот счастливый обладатель кота сидит и пытается собрать себя, чтобы решить уравнение.

Сложно сказать, кому от этого решения станет лучше. Вряд ли всем сердцем ненавидя свою работу, нереализовавшийся театрал станет счастливым человеком. Да и без интереса отсиживая рабочее время, он принесет для общества мало пользы. Станут ли счастливее родители, сложно сказать вдвойне.

Нет никакой уверенности, что он, окончив университет и “подарив маме диплом”, сможет остаться в профессии. Скорее всего, не имея мотивации развиваться, ему не удастся получить хорошее предложение от работодателя. Придется согласиться на любую должность. По информации Росстата, на сегодняшний день в России около 60% населения работает не по специальности. В этом многие видят причину низкой квалификации кадров и сравнительно небольшой производительности предприятий. Как следствие, люди, трудящиеся на такой работе, имеют низкую самооценку и невысокую зарплату.

Конечно же, родители желают своему ребенку самого светлого будущего, выбрав для него надежную профессию, но, к сожалению, часто забывают, что их “ребенок” вырос и сам готов принимать обоснованные решения. Тем более, когда речь идет о такой фундаментальной вещи, как образование. Но не всегда давление со стороны родителей носит такой открытый характер. Иногда родители, сами этого не подозревая, давят своих детей чрезмерными ожиданиями и слишком большими надеждами.

Моя подруга окончила школу с золотой медалью. От нее всегда ждали рассудительных и мудрых поступков. Вот и сейчас Лара принимает решение в пользу благородной профессии педагога. В тайне она мечтала работать визажистом, но разве этого от нее ждут? Лариса блестяще сдает экзамены, и ее зачисляют на первый курс. Кое-как, спустя рукава, она заканчивает вуз и становится весьма посредственным специалистом. Год проработав в школе, она записывается в школу визажистов, потеряв при этом 6 лет.

Но это еще полбеды, ведь она, поступив в университет, заняла место, и как выяснилось, чужое место. Возможно, какой-то менее удачливый, но куда более талантливый и любящий детей человек не смог реализоваться, или, например, ему пришлось попробовать еще раз, при этом тоже потерял много времени.

Как сделать счастливым 1/3 своей жизни? На этот вопрос ответил Френсис Бэкон еще в 16 веке. Он утверждал, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятием. Но многие люди склонны идеализировать будущую специальность, и столкнувшись с будничными реалиями, понимают, что романтики в выбранном ими пути мало. Тут, конечно, проблема кроется и в том, что со старшеклассниками хоть и проводится работа по профориентации, она носит лишь номинальный характер. Но это только полбеды, ведь в большинстве случаев у ребят нет возможности “близко” знакомиться с профессиями. А многие в этом возрасте просто склонны переоценивать свои силы и мечтать о профессиональных подвигах: спасать людей или сеять вечное и светлое, совсем исключая возможность своей профнепригодности. Таким людям, как правило, очень важно получить одобрение своего выбора.

Если у вас талант грузить вагоны – не губите его в театре.